Развитие творческих способностей мастер класс


Развитие творческих способностей школьников при проведении мастер-классов

Творческие способности являются основой художественной деятельности. Под творческими способностями понимаются определенные особенности, которые индивидуальны у каждого человека, что способствует отличию одного человека от другого.

Творчество рассматривается в работах Л.С.Выготского. Объясняя свою позицию по вопросам творчества, известный психолог отмечал, что творческой мы называем такую деятельность, которая создаёт что-то новое, одинаково, будет ли это создано творческой деятельностью любой вещью внешнего мира или построением ума или чувства, которое живёт и оказывается только в самом человеке. Утверждая, что творчество является необходимым условием существования и все, что выходит за пределы рутины и в чем содержится хоть что -то нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека [1]. По утверждению Л.С.Выготского, творчество – норма детского развития, склонность к творчеству вообще присуща любому ребенку. Однако, принимая участие в творческой деятельности, человек может действовать, руководствуясь определенным образцом (пассивно- подражательная деятельность), может из многих предложенных вариантов решения самостоятельно выбрать один (активно-подражательная),и, наконец, он может придумать, создать качественно новое (творческая деятельность). Каждый ученик на определенном этапе способен к какому-то из этих типов деятельности в большей или меньшей степени [1]. Таким образом, можно выделить, что творческие способности – это стремление к познанию, умение видеть в привычном что-то нестандартное, находить необычное решение различных задач. 

Творческие способности развиваются в условиях творческой активности личности, т.е. при условии стремления человека к действию, при его желании проявлять и развивать свои способности. Задача педагога -  создать условия для активной деятельности. Большим потенциалом для развития творческих способностей детей обладают такие педагогические технологии, как проектная деятельность, педагогические мастерские, тренинги, игровые, исследовательские технологии, также различные формы и средства для организации активной деятельности школьников. Одним из эффективных средств развития творческих способностей является мастер-класс. Мастер-класс это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции [2]. Мастер-класс это продуктивное взаимодействие педагога и школьников, в рамках которого осуществляется активное творческое участие с ярко выраженной мотивационной окраской. В процессе проведения мастер-класса можно развивать творческие способности с большей эффективностью, поскольку деятельность основана на интересе, предоставляется возможность свободно мыслить, фантазировать, находить нестандартные решения, создавать за короткий промежуток времени изделие от начала до конца.

В рамках исследовательской работы «Организация мастер-классов как средство художественно-технологической подготовки школьников» в доме детского творчества «Вдохновение» города Кирова на базе школы юных модельеров «Кудесница» были проведены мастер-классы по нескольким темам с целью определения эффективных условий для развития творческих способностей школьников. На примере мастер-класса по теме «Изготовление изделий из фоамирана» поясним педагогические условия на различных этапах его проведения.

В ходе мастер-класса реализовалось несколько этапов. На подготовительном этапе основной задачей являлось привлечение внимания участников к работе с материалом «фоамиран», создание атмосферы для творческого обмена. Для этого был выбран небольшой кабинет, где заранее были расставлены парты в формате «круглого стола», чтобы все участники могли наблюдать за работой друг друга, могли обмениваться идеями, общаться. Благодаря этому создалась творческая, рабочая атмосфера в классе, затем было проведено ознакомительное анкетирование для определения исходного уровня учащихся.

На втором этапе проведения занятия применялся метод мозгового штурма, способствующий активизации мыслительного процесса у учащихся. Педагог задает вопросы, а школьники предлагают любые варианты идей. В нашем случае был проведен устный опрос, о том знакомы ли ребята с таким материалом, как фоамиран, знают ли они какие изделия из него можно выполнить, технологию обработки этого материала и т.д. В результате сформировалось умение слушать и понимать других, умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, умение оформлять свои мысли в устной форме.

Изложение краткого информационного материала происходило на следующем этапе занятия. В форме презентации были изложены сведения о фоамиране, что это за материал, откуда он произошел, приемы и технологии работы с ним. Для наглядности использовался дополнительный иллюстративный материал, представлены изделия из фоамирана, в нашем случае это были различные цветы, такие как пион и роза, которые оформили изделия в виде брошей, заколки и ободки. Для активизации школьникам задавались вопросы, о том какие еще изделия  можно предложить для творческих идей.

На четвертом этапе проходила практическая часть занятия. В ходе этого этапа дети получили инструкцию для выполнения поделки по алгоритму. А затем реализовали такую же поделку на практике самостоятельно. Во время создания этой поделки учителем осуществлялся индивидуальный подход к каждому в форме наставничества. Учитель наблюдал и помогал справиться с заданием. В результате дети освоили и применили полученные знания на практике.

 На пятом этапе осуществилась дидактическая игра, повышающая интерес и удерживающая их внимание на задании, поскольку монотонная технология выполнения изделия утомила наших учениц. Нами были применены игровые методы. Проведены игры - описать любыми прилагательными материал  фоамиран, придумать из набора букв, входящих в состав слова, другие слова.  И, поскольку все делали цветы, то называли по очереди, кто какие цветы знает.  После игры ребята сделали необходимые выводы о применении изделий (цветов) из фоамирана.

Одним из важных этапов мастер-класса выступал заключительный этап – рефлексия. Для развития способностей творчески мыслить было предложено интересно представить свое изделие,  проведена фотосессия с примеркой уже готового изделия.  

На завершающем этапе проводилось  анкетирование. Задавались вопросы такие как «Насколько соответствовало Вашим ожиданиям содержание мастер-класса?», «Достаточно ли Вам было теоретической информации?», «Достаточно ли Вам было практических заданий?», «Насколько актуальным было для Вас данное мероприятие?», «Насколько применимы полученные знания и навыки в Вашей дальнейшей творческой деятельности?», «Насколько педагог доступно и интересно доносил до Вас информацию?», «Насколько педагог был внимателен к каждому участнику мастер-класса?». Таким образом, осуществился самоанализ ученика и анализ учителя. По результатам анкетирования были выявлены качественные и количественные результаты мастер-класса. В начальной анкете 8 детей сказали, что им интересно творчество, в заключительной это сказали уже 10 детей. Также 9 из 10 детей качественно усвоили мастер-классы, у одной девочки возникли  трудности, но это не помешало ей выполнить работу до конца. Это видно по опросу, и по нашим наблюдениям. 8 детей написали, что они научились чему-то новому. Все дети отметили, что им понравилась атмосфера в классе и работа преподавателя, так же большинство оценили мастер-класс на десять баллов по 10-и бальной шкале.

В результате исследования было установлено, что на проведенном мастер-классе  развитие творческих способностей осуществлялось в виде подражания и имитации. Это начальный уровень развития и он является подготовительным к дальнейшей творческой деятельности, включает в себя: накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта, как основы для творчества; освоение эталонов творческой деятельности, технологий, средств, способов. В процессе участия в работе мастер-класса дети освоили технологию создания цветов из фоамирана, при этом проявили свою творческую индивидуальность в использовании цвета, по-разному комбинируя их в изделиях, применяя разные формы и размеры цветов.

Проводя мастер-класс, педагог старается не просто обучить учащихся, а увлечь их процессом, активизировать, пробудить интерес и фантазию в процессе созидательной деятельности. Таким образом, мастер-класс — универсальная технология, несущая в большинстве случаев практический характер, что способствует качественному и быстрому усвоению информационных знаний и формированию способностей и навыков. Отсутствие соревновательного характера деятельности позволяет работать детям в собственном темпе, что способствуют становлению позитивной атмосферы в классе. Таким образом, накопительный эффект занятий с такой формой проведения повышает мотивацию к познавательной и творческой деятельности. А это значит, что у учащегося появляется стремление к самосовершенствованию, самообразованию и самоактуализации, что в дальнейшем будет условием успешного становления как профессионала, так и личности в целом.

e-koncept.ru

Мастер -класс для родителей"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста "

Мастер-класс для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»

Задачи работы с родителями:

1. Повысить педагогическое мастерство родителей;

2. Познакомить родителей с нетрадиционной техникой рисования;

3. Формировать у родителей ответственность за развитие речи, мелкую моторику и ловкость рук у детей.

Воспитатель. Что такое творчество? В чем оно проявляется?

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в дошкольном возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Детское творчество отличается от творчества взрослого. Ребенок действует подсознательно, он не ставит перед собой целей. Ребенком движет удовлетворение своих потребностей в творчестве. Дети и творчество понятие не расторжимое. Любой ребенок по природе созидатель. Творчество проявляется у детей в самой неожиданной форме, однако практически всегда связано с изо деятельностью. Лепка, аппликация, рисование, конструирование – виды изодеятельности, основное назначение которых – развитие творческих способностей. Изобразительная творческая деятельность имеет большое значение для всестороннего развития детей. В процессе творческой деятельности, дети развивают зрительное восприятие (наблюдение, воображение, память, осязание, моторику, речь, сенсорику. Кроме этого творчество формирует в ребенке эстетическую направленность. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел самостоятельно находя средство для его воплощения. Например: «нарисуем, как желтые и красные листья в воздухе кружатся»- Это творческое задание. Каждый ребенок рисует по-своему, передает свое умение, свое отношение к образу. А чтобы изобразительная деятельность носила творческий характер, необходимо разнообразить материалы и технику выполнения изображения. Например: осенний лес можно нарисовать гуашью, акварелью, мелками, а можно и с помощью природного материала, кусочков материи или разных видов круп и т. д. И это мы называем нетрадиционная техника рисования.

На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними. Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Учитывая важность существующей проблемы в развитии творчества в раннем возрасте, обратимся к рассмотрению и использованию в педагогической деятельности новых подходов к решению этого вопроса. И поставим перед собой цель работы, которая будет заключаться в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования. Для достижения этой цели ставим следующие задачи: 1. Учить детей нетрадиционным техникам рисования, сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы. 2. Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги. 3. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образ.

Вы, уважаемые родители, обратили внимание на выставку работ. Дети применяют нетрадиционную технику рисования (тычки, жесткая кисть, обводим пуговицы, кляксография, ниткография, монотипия, торцевание, цветные ладошки и т. д.). Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии:

- личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);

- коммуникативные (беседа и диалог, расширение и активизация словаря);

- игровые (оригинальность сюжета, мотивация);

Просто с самого начала приобщения ребенка к рисованию надо научить его правильно пользоваться разными изобразительными материалами, научить детей техникам рисования.

А теперь предлагаю вам не на долго вернуться в мир детства и представить, что вы опять дошколята.

Поиграем в игру «Я нарисовала, а вы угадайте!»

Правила игры. Один из родителей на листочке рисует одушевленный или не одушевленный предмет. Никому не показывает. На другом листочке рисует один элемент, деталь и передает листочек следующему родителю. Он подрисовывает еще элемент и передает следующему. Так цепочкой подрисовывают и передают друг другу. Последний завершат рисунок и сравнивают с рисунком на первом листочке.

Продолжим собрание и поиграем еще в игру «Нарисуй пейзаж».

Правила игры. На столах лежат различные материалы для рисования и лист бумаги. Родитель рисует один предмет и передает следующему. И так по порядку. Условия: нельзя повторять рисунок и рисовать использованным материалом. Подведение итога игры.

А сейчас мы поучимся рисовать, используя нетрадиционные техники и различный материал.

Проводится мастер – класс с использованием нетрадиционных техник рисования.

«Монотипия пейзажная»; «Веселые ладошки»; «Кляксография с трубочкой».

Монотипия пейзажная.

• Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка.

• Способ получения изображения: складываем лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуем пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половину листа, предназначенную для отпечатка, протираем влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляем красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

«Веселые ладошки».

• Материалы: простой карандаш, краски, кисти, палитра, стаканчики с водой, салфетки, альбомные листы бумаги.

• Способ получения изображения: прикладываем левую ладонь на лист бумаги (ладонь можно повернуть, передвинуть) и обводим каждый пальчик простым карандашом. Убираем ладонь. А теперь пофантазируем, представим, подумаем и дорисуем недостающие детали. А теперь раскрасим свой рисунок.

• Показ образцов (Веселые ладошки).

Кляксография с трубочкой.

Материалы: бумага, краски, гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: зачерпываем пластиковой ложкой краску, выливаем её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дуем из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовывают.

А сейчас мы отправимся в страну «Вообразилию». Поиграем в игру «Перевоплощение». Для этого нам предстоит перевоплотиться в самые разные предметы. Я расскажу вам одну историю, которая произошла этим летом. А вы мне поможете. Герои моего рассказа – мама, папа, а также чайник, дверь, мотор (все предметы задействованы в рассказе). Каждому из вас достанется роль, которую нужно озвучить. Вот вы будите мама, а вы – папа, а вы – автосигнализация и т. д.

Летнее утро. Все еще спят. К дому подъезжает мусорная машина. Срабатывает автосигнализация. Просыпается мама. Ставит чайник. Папа идет в ванную. Скрипит дверь. Малыш плачет. Мама успокаивает малыша. Все в сборе. Пора к бабушке. Все садятся в машину. Захлопываются двери. Включается мотор, Машина едет по шоссе. Мимо на большой скорости проезжает автомобиль. Впереди пост ГАИ. Свисток гаишника. Слава богу не нам. Свернули с трассы. Впереди деревня. Привычно залаял пес. Загоготали гуси. Закричали утки. Захрюкали поросята.

Примерно в такие игры рекомендуется играть с детьми дома, разыгрывать различные ситуации, где у детей развивается воображение, фантазия, мышление, что поможет развить творческие способности.

• Памятка родителям.

Краски и карандаши, восковые мелки, фломастеры, бумага, кисти, картинки с изображениями, трафареты, палитра, произведение декоративно-прикладного искусства – все должно находиться в специально отведенном месте, доступном ребенку.

Акварельные и гуашевые краски (ребенок чаще всего рисует ими) разбавляются водой. Поэтому вам понадобится прозрачная банка, а для безопасности лучше иметь стаканчик «непроливайка». По мере загрязнения воду меняйте.

Бумагу, на которой ребенок будет рисовать, лучше закрепить на листе толстого картона (фанеры, оргалита). Краски могут находиться в баночках, тюбиках. После работы их плотно закрывают, чтобы не высыхали.

Если гуашевые или акварельные краски пересохли, их необходимо увлажнить. Краски должны легко набираться на влажную кисть.

Для рисования гуашевыми красками подойдет бумага средней плотности. Гуашью можно рисовать на обратной стороне обоев.

Для акварельных работ подберите бумагу не тонкую, но зернистую и шероховатую.

Ребенок освоит приемы работы с краской, смешивания цветов. Узнает, как рисовать контурные и силуэтные изображения. Терпение и труд помогут ребенку создать рисунки и картины, достойные его фантазии.

Мы рисуем восковыми мелками, фломастерами, акварельными и гуашевыми красками. А чем краски отличаются? Как лучше их применять?

Ответить на эти вопросы вам помогут сами Краски, которые расскажут о себе и о своих свойствах:

Акварель.

Я – прозрачная краска. Такая прозрачная, что сквозь меня видно бумагу. Наносят меня на бумагу тонким слоем. Если нужен посветлее цвет, то меня разбавляют водой. Если нужно исправить не получившиеся места, то красочный слой смывают водой.

Когда я высыхаю, светлота рисунка изменяется незначительно.

Гуашь.

Я – непрозрачная краска. Если требуется высветление цвета, то добавляются белила.

Бумага сквозь меня не должна просвечивать. Если нужно исправить не получившееся место, то пишут поверху красочного слоя. Когда я высыхаю, то рисунок светлеет значительно.

Решения собрания.

1. Оформить уголок своему ребенку для изо творчества.

2. Разнообразить материал для творчества.

3. Помочь ребенку при затруднении.

infourok.ru

Мастер – класс на тему «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности»

Мастер – класс на тему «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности» в старшей группе МАДОУ «Детский сад №46»

Подготовила и провела:

воспитатель Якимова Г.А.

Цель: Формирование у родителей умения организовывать совместную творческую деятельность с детьми старшего возраста дома.

Задачи:

  • Способствовать развитию внутрисемейной связи, общению, умению находить общие интересные занятия.

  • Формировать у родителей ответственность за развитие речи, развитие мелкой моторики и ловкости рук.

Участники: воспитатели группы, родители        

Предварительная работа:

Оформление выставки работ по лепке детей подготовительной группы.

Подготовка памятки для родителей «Создание условий для творческого развития детей в семье»

Материал: Пластилин, доски для лепки, салфетки, стеки.

План.

  1. Выступление «Развитие творческих способностей детей подготовительной группы в изобразительной деятельности»

  2. Мастер класс «Вспомним детство, лепим вместе»

  3. Вручение памяток «Как создать условия для развития творческих способностей ребенка в семье»

  4. Разное.

  5. Подведение итогов.

Ход.

Вступление воспитателя.

«Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности»

Понятие творчество определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляет воображение реализуя свой замысел, находя средство для его воплощения. У каждого человека есть потребность в творческой деятельности. В детстве человек ищет возможность реализовать свой творческий потенциал, но как правило, наталкивается на сопротивление ближайшего окружения. А ведь через творчество человек может раскрыться как личность. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, в частности его художественных способностей. Большое значение в развитии творческих способностей имеет семья.

Дети и творчество - эти два понятия не отделимы друг от друга. Любой ребёнок по природе творец. Творчество у детей проявляется в самой неожиданной форме, однако практически всегда связано с изобразительной деятельностью. Лепка, рисование, аппликация, конструирование – виды изобразительной деятельности, основное назначение которых – развитие творческих способностей детей. А чтобы изобразительная деятельность носила творческий характер, необходимо использовать разные методы и материалы. Например в лепке, кроме пластилина, можно использовать глину, соленое тесто.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит что он создал, но и трогает берёт в руки, изменяет по мере необходимости, обыгрывает. Чем раньше ребёнок начинает лепить, тем лучше развит навык владения его собственными руками, тем лучше развита речь ребёнка, тем легче будет ребёнку справлять с письмом ребёнку в школе.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.

Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.

Лепка – столь же естественная и органическая потребность ребенка, как и игра. Дети лепят много и охотно. Ребенок переносит в работу свой искренний интерес, удивление или восхищение, он не только отражает мир, но и познает его.

Мастер класс «Лепим с детства, лепим вместе».

А теперь мы предлагаем представить себе, что вы вернулись в детство, родители привели вас в детский сад.

Воспитатель предложила вам слепить из целого кусочка пластилина фигурку (девочку, мальчика, животное, птицу, сказочных героев). Познакомила с приёмами лепки. (Во время работы звучит легкая музыка)

Пальчиковая игра «Пять пальцев»

Цель: способствовать развитию ловкости рук, содружеству движений пальцев, развитию воображения.

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

(Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках)

По окончании работы из поделок можно создать композицию и обыграть её, придумывая новые сказки и т. д.

(Вставить фото поделки с родителями)

Примерно так можно дома организовать совместную деятельность с детьми и интересно провести время. Вылепливая предметы, обыгрывая их развивается у детей воображение, мышление, фантазия что способствует развитию творческих способностей у детей.

Уважаемые родители, спасибо, что посетили мастер-класс, надеюсь полученные знания и умения пригодятся Вам в общении с детьми.

Литература.

1.Боровик О. В. «Развитие воображения». Методический лекторий. М. ООО»ЦКЛРОН»-2000г.

2.Н. Е. Васюкова, И. А. Лыкова «Изо. деятельность и детская литература»

Приложение №1.

«Как создать условия для развития творческих способностей ребенка в семье»

Если вы хотите воспитать творческую личность и одновременно не забывать о психическом здоровье своего ребенка, то:

  • Будьте терпимы к любым идеям, уважайте интересы и различные задумки ребёнка.

  • Помогайте ребёнку ценить в себе творческую личность, однако поведение ребёнка не должно выходить за рамки приличного.

  • Отвечайте на вопросы ребёнка если даже они вам покажутся немного странными и глупыми.

  • Помогайте ребёнку справиться с сомнениями и разочарованиями, когда он в процессе творческого поиска.

infourok.ru

Мастер-класс «Развитие творческих способностей ребенка в совместном созидательном взаимодействии детей и взрослого посредством технологии ниточного дизайна»

Целевое назначение программы мастер-класса:

  • познакомить педагогов с технологией ниточного дизайна, с базовыми формами техники «Изонить»;
  • создать условия для профессионального совершенствования педагогов;
  • формировать умения и навыки работы в новой технике;
  • продемонстрировать опыт работы, вовлечь в увлекательный мир вышивки по картону;
  • научить вышивать угол в технике изонить.

Техническое оснащение: компьютер, экран, мультимедийный проектор.

Методическое оснащение: мультимедийная презентация, образцы, выполненные в технике изонить, заготовка картона с проколотыми дырочками, иголки, нитки, пастель, фломастеры, гелевые ручки).

Содержание мастер-класса:

Слайд 1. Уважаемые коллеги, приветствую вас в моей мастерской «Волшебные нити».

Слайд 2. Каждый ребенок любит и умеет рисовать по-своему. Стоит только купить кисти, краски и карандаши, как на белом листе бумаги появляются удивительные цветы, сказочные персонажи, животные, птицы. Рисовать можно карандашами, красками, пальцем на замершем окне, мелом и углем, а также многими другими инструментами и материалами. Оказывается, рисунок можно выполнять даже нитью и при этом научиться, прекрасно владеть иглой.

Слайд 3. Сегодня я познакомлю вас с технологией ниточного дизайна (изонити): в частности с базовыми формами, научу вышивать угол в технике изонить.

Слайд 4. Изонить - очень интересная техника, напоминающая вышивание. Она привлекает простотой исполнения и оригинальностью и заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне.

Слайд 5. Изначально - это мужской вид мастерства – плетение сетей для ловли рыбы. А на основе этого английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища.

Слайд 6. Нетрадиционная техника «Изонить» интересна тем, что рисунок нитью выполняется быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии есть, где разгуляться.

Уважаемые коллеги, как вы думаете, где в настоящее время может найти применение ниточная графика? (для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьера, поздравительных открыток, сувенирных обложек, закладок для книг, декоративных панно, картин, рамок для фотографий и многое др.).

Слайд 7. Техника изонить почти незнакома воспитателям. Между тем она содержит образовательный, развивающий и воспитательный потенциал, располагает большими возможностями, интегрирует в различных образовательных областях: познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное и речевое развитие.

Слайд 8. Чтобы научить детей владеть техникой изонити, воспитатели должны сами хорошо освоить технологию, уметь синтезировать практическую художественную деятельность своих воспитанников. Для этого, я предлагаю, сегодня в нашей мастерской, сделать картину-загадку. Нам потребуется заготовка (картон с проколотыми дырочками - одинаковое количество на каждой стороне), нитки, иголки, ножницы. И, конечно же, материалы для творчества.

Слайд 9. Уважаемые коллеги, обратите внимание на экран. Я приготовила вам памятку по технике безопасности при работе с иглой и ножницами.

- Возьмите, пожалуйста, картон. Что у вас изображено с изнаночной стороны?

- Обратите внимание, что на обеих сторонах угла одинаковое количество дырочек.

- Работу мы начинаем с изнаночной стороны с нижней дырочки на правой стороне угла, выводим нить с лицевой стороны и вводим иглу в вершину угла.

- С изнаночной стороны мы вводим иглу рядом с вышедшей ниткой на левой стороне угла.

- На лицевой стороне мы смотрим на противоположную сторону вниз.

- На изнанке вводим иглу рядом с вышедшей ниткой.

Слайд 10. - На изнанке у нас будут получаться стежки, а на лицевой стороне нити будут пересекаться.

Слайд 11. Аналогично продолжаем работу.

(Пока педагоги работают) На первом этапе у детей возникают трудности в работе с иголкой: сложно вдеть нитку в иглу, сделать узелок. Бывает, что нитка путается. Все эти технические неполадки могут отразиться на интересе детей к выполняемой работе. Здесь обязательно должен прийти на помощь воспитатель. На начальном этапе овладения техникой изонити нужно заранее готовить для детей иголки с нитками и делать разметку будущего рисунка на картоне. Чтобы не завязывать узелки удобно начало и конец нитки на изнаночной стороне закрепить скотчем. Научиться изображать в технике изонити различные углы легче, чем окружности. Поэтому начинать занятия следует именно с изображения углов, что мы с вами сегодня и делаем. Сначала надо научить детей изображать один угол, затем композицию из двух и трех отдельных углов. К изображению окружностей в технике изонити следует приступать, когда у детей выработаются прочные навыки работы с углами. Работая над окружностями, дети должны постоянно упражняться и в выполнении углов. Полезно предложить им рисунки, в которых сочетаются углы и окружности. Очень удобно в работе использовать различные трафареты углов и окружностей, выполненные из плотного картона. Количество отверстий по обеим сторонам угла должно быть одинаковым. Количество отверстий по окружности должно быть четным.

- У всех получился вышитый угол?

Внимательно вглядитесь в свой угол, пофантазируйте и перенесите своё видение в рисунок. Может это будет дом, а может зонт или ваза, а может, вы придумаете что-то свое. Используйте для воплощения вашей идеи любые материалы.

Педагогическое творчество бесконечно, но давайте сегодня на этом остановимся и организуем импровизированную выставку. Посмотрите, какой полет фантазии получился.

– Уважаемые коллеги, мне важно знать ваше мнение. Пожалуйста, высказывайтесь одним предложением, выбирая начало фразы с экрана.

Слайд 12. Нетрадиционная техника «Изонить» для меня...

(Высказывание участников).

- креативна, оригинальна, не однообразна, изящна, продуктивна и способствует развитию мелкой моторики руки.

Слайд 13. Деятельность в технике изонить способствуют развитию у ребенка… (продолжите фразу)

(Высказывание участников).

- развивает у детей наглядно-образное и логическое мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук; развивается творческий потенциал ребенка. В ходе работы необходимо запоминать этапы, приемы и способы натяжения нитей, что совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда. Расширяет круг знаний; повышает интерес к культуре декоративно-прикладного искусства. Изонить расширяет представление воспитанников об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия при создании геометрического узора.

Слайд 14 Приобретенные сегодня умения позволят мне…

- использовать технологию в работе с детьми, продолжить своё обучение данной технологии, развить свой творческий потенциал.

Слайд 15. Я хочу пожелать вам. Дерзайте, повышайте своё мастерство и помните: «Если человек делает трудное дело и делает его хорошо, он никогда не потеряет к себе уважение» Джордж Бернард Шоу.

dohcolonoc.ru


Смотрите также