Чудеснее песка нет для детей забавы,
Его всегда имеется в достатке,
Течет он нежно так сквозь руки,
Что не сравнить его ни с чем…
Иоахим Рингельнац
Рисование пескомПесок… каждая песчинка неповторима… быть может когда-то они были частью чего-то целого, какой-то огромной скалы или древнего города… гладкие, отполированные морем, сверкающие на солнце песчинки легко текут струйкой между пальцев… и будто напоминают, что нет ничего проще и сложнее их в этом мире… С самого нашего рождения и до последних дней своих каждый человек по крупице приобретает бесценный опыт. Каждый может быть мизерный наш навык с годами превращается в кладезь. Ребёнок приобщается к познанию окружающего мира в период развития у него познавательного интереса и любознательности. Способность его уже в раннем детстве воспринимать не только форму и величину, строение предметов, но и красоту окружающей действительности давно научно доказано. Становление эстетического отношения у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности и реализуется в активном участии, а не в созерцательном сопереживании. В этой связи особо актуальным становится воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование творческих умений, чувство прекрасного.Трудно описать ещё какой-либо вид деятельности ребёнка, в котором бы он имел возможность самостоятельно творить также как и в изобразительной. Знакомя с различными нетрадиционными техниками рисования, перед ребёнком открываются новые возможности развивать фантазию. Ведь подлинный творец способен начертать что-либо и пальцем на песке.Узнавать что-либо новое всегда и всем очень интересно. Убеждаюсь я в этом каждый раз, когда знакомлю воспитанников с какой-либо новой техникой. И на этот раз решили мы чуть глубже освоить «песчаное рисование»Загадка Из камней он появился,Зёрнами на свет явился:Жёлтый , красный, белый Или светло-серый.То морской он, то речной,Отгадайте, кто такой! (песок.)Податливость песка и его природная магия очаровывает. Доступность его делает процесс рисования естественным не вызывая какого-либо страха или сомнений как какие-либо другие материалы. Очень часто начиная работать ребёнок боится запачкаться, испортить рисунок или ошибиться в пропорциях. Песок разрушает все эти сомнения. Его податливость, мягкость, сыпучесть открывает безграничные художественные возможности. Раз - разровнял и холст готов. Два - карандаш, кисть… всегда с тобой – это твой пальчик, который слушается тебя лучше любого другого предмета. Три -… если клоун вышел криво… - провёл ладошкой и начинай сначала. А так как песок материал созданный самой матушкой природой, то и созерцание и пересыпание из руки в руку, и процесс творчества уникальный. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребёнка.
Работая с данной техникой можно поставить
цели такие как: - свободное владение кистями обеих рук;- развитие творчества и воображения посредством работы в технике рисования песком;- корректировать психоэмоционнальное состояние воспитанников.Задачи:- развитие художественно-эстетического вкуса;- развитие мелкой моторики пальцев рук ребёнка, их тактильных ощущений посредством определённых игровых упражнений, развитие глазомера;- упражнять в наблюдательности и умении мыслить творчески;- обучать умению подчинять эффект света и тени (т.е. некой прозрачности тонкого слоя песка и непрозрачности толстого) для передачи своего замысла. Работа по обучению рисованию песком ведётся поэтапно. И подгрупповой метод обучения даёт положительные результаты. На начальной стадии главная задача педагога вызвать интерес и положительные эмоции, а после через игровые упражнения и обучающие приёмы развивать и закреплять полученные навыки. В процессе обучения дошкольники учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении всей деятельности. Дети учатся оценивать свои и чужие работы, заостряя внимание на эстетической привлекательности и содержании. Целый ряд преимуществ имеет обучение рисованию песком, а именно:- изменение творческого замысла по ходу создания изображения.-исправление ошибок без каких-либо специальных средств ( ластик, вода…) -быстрое достижение желаемого результата.--при рисовании, не нужны какие-либо материалы и предметы и не нужно ждать высыхания работы. Сам процесс работы с песком напоминает о лете, море, отдыхе, солнце и оказывает некое расслабляющее воздействие. Это даёт возможность в непринуждённой обстановке решить поставленные задачи.После успешного выполнения начального этапа обучения и овладения навыками работы можно переходить к усложнениям. Введение цвета и дополнительных деталей это также следующий виток в освоении данной техники. Можно предлагать воспитанникам поэкспериментировать с цветным песком, или же с использованием (как подложки) цветной бумаги, полупрозрачных и морских камней. Рисование песком - это изобразительная техника способствующая точности и координации движения, гибкости рук , глазомера, психической и эмоциональной устойчивости ( логическое мышление, воображение, внимание, память, речь,), а так же самостоятельно достигать задуманной цели и обеспечивать контроль над собственными действиями.У ребёнка расширяется кругозор, развивается художественный вкус и приобретается способность находить красоту в обыденном.
Мастер - класс по технике рисования песком
Задачи:
познакомить родителей с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – рисование песком;
обучить приемам рисования песком;
создать условия для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей.
Материалы: планшеты для рисования песком, компьютер, проектор, экран, видеоролик Ксении Симоновой «Реквием» (песочная анимация), памятки для родителей «Приемы рисования на песке), аудиозапись «Музыка песка».
Ход мастер – класса.
Здравствуйте уважаемые родители!
Сегодня мы с вами познакомимся с одним из нетрадиционных способов рисования – рисования песком. С чего началось мое увлечение рисованием песком?
Я увидела в интернете выступление украинки Ксения Симонова со своим песочным шоу «Реквием». Талантливая девочка растрогала огромный зал зрителей, искушённое жюри конкурса и потрясли меня до глубины души. Она создавала чудо своими руками; погружая пальцы в песок, передвигая их по стеклу она рисовала живую картину. Образы сменяли друг друга, подчиняясь общему сюжетному замыслу. Музыка дополняла впечатление. Предлагаю вам самим посмотреть на это чудо (демонстрация видеоролика).
Рисование песком — это один из нетрадиционных способов изобразительной деятельности. Познакомившись с этим необычным искусством, я познакомила с ним детей. Впечатление неповторимое. Но об этом позже...
Что же это за искусство?
Этот необычный вид искусства называется Sand art (искусство песка), появился в 70-е годы ХХ столетия. Основоположник этого направления режиссёр – мультипликатор Кэролин Лиф. Песок — это та же краска, только работает по принципу «света и тени». Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно.
Песок — материал эмоционально притягательный. Кроме того, создание песочных композиций, рисунков на песке «свободно от ошибок». Рисуя песком невозможно ошибиться, все можно исправить. А если захотеть, то и превратить один рисунок в другой. Можно так же использовать дополнительные материалы в своей работе (бросовый материал, игрушки, камушки и т.д).
Работа с песком оказывает положительное влияние на развитие воображения, внимания, мелкой моторики, произвольности поведения у детей. «Общение» с песком гармонизирует состояние человека. Это очень благотворно действует на так называемых гиперактивных детей, а также детей с мышечным тонусом. Ведь песок это медитативный, расслабляющий материал – в течение получаса общения с песком стабилизируются все эмоциональные и физические процессы. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
А теперь мне бы хотелось и вас познакомить с этим чудесным искусством (Звучит аудиозапись «Музыка песка», педагог демонстрирует приемы рисования, родители стараются повторить самостоятельно).
Сначала давайте познакомимся с материалом, с которым мы будем работать, с помощью которого мы сегодня будем рисовать. Давайте опустим руки на песок. Можно помять его. Пересыпать из одной руки в другую. Можно сказать, что мы «знакомимся с песком».
Наше рисование песком начнем с создания фона. Фон можно насыпать: собрать песок в кулак / положить песок на ладонь как на лопатку и равномерно рассыпать его по стеклу. Второй способ — наброс. Слой песка не должен быть толстым.Нарисуем теперь круг, просто проведем по песку пальце по кругу. Это прием — рисование пальцем. Превратим наш круг в веселое личико. Нарисуем глаза, нос, рот, уши. А в глазах нарисуем зрачки, используя прием — щепотка (песок между пальцами, насыпание песочной струйкой небольшие элементы изображения). Пусть наш человечек будет девочкой — нарисуем волосы (Одновременное использование нескольких пальцев) и бантики (Симметричное рисование двумя руками). Можете чем-то дополнить свои рисунки. Вот и получилась ваша первая картина!
А о чем же мечтает наша девочка? Она хочет отправиться в морское путешествие. Давайте нарисуем ее мечту.
Для этого освобождаем стеклянную поверхность планшета от песка. На нижней части планшета изображаем волны, используя прием — песочная струя. Песок зажат в кулаке, слегка разжав кулак, высыпаем песок тонкой струйкой на поверхность стекла (зигзагообразно). В верхней части планшета изображаем солнце (песчинки попадают в одну точку) и облака (песочная струя рассыпается замкнутой линией). В морской глубине нарисуем камушки (кулаком) и рыбок (зажимаем кулачок, выставляем мизинец , прижимаем его к столу и как циркулем очищаем песок. У нас получился полукруг. Тремя пальцами от полукруга провести волнистые линии вверх и вниз – хвостик. Указательным можно хвостик соединить). Немного присыпим изображение и, используя прием - рисование подушечками пальцев, изобразим чешую и глаз рыбки.
В верхней части планшета над волнами насыпаем немного песка и рисуем на этом кусочке фона кораблик. Затем, используя прием вырезание картин из фона, убираем лишний фон вокруг центрального образа, как бы отсекая его. Можете дополнить свой рисунок, используя любые из перечисленных приемов.
Расскажу еще о двух приемах рисования: Нанесение нового рисунка на предыдущую картину. Насыпьте новая порция песка прямо поверх старого рисунка для создания нового сюжета, старый рисунок является фоном и просматривается словно в тумане. Поверх старого рисунка изобразите еще одну мечту нашей героини, по вашему желанию. Так же в процессе работы можно использовать прием частичное сохранение элементов картины (данные элементы переходят в другую картину).
Получились замечательные картины (все работы фотографируются).
Поскольку оборудование для рисования дорогостоящее, в домашних условиях можно вместо песка взять муку, манную крупу или соль. Можно изготовить планшеты самостоятельно, используя специальную информацию интернет-сайтов (http://u-sovenka.ru, http://ideas.vdolevke.ru).
В заключении, мне бы хотелось узнать ваше мнение об использовании рисования песком с детьми и ваши впечатления от мастер – класса.
Надеюсь что время, затраченное на посещение мастер-класса, прошло не напрасно и провели вы его с удовольствием.
infourok.ru
1 Мастер - класс «Рисуем песком». Подготовила педагог МБДОУ 6 «Василек», г. Сургут Кочетова Ирина Сергеевна.
2 Цель: Познакомить педагогов с опытом использования техники рисования песком. Задачи: Расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования. Транслировать педагогический опыт на примере занятия путем подробного описания и иллюстрации этапов работы.
3 Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного творчества детей. Это удивительный материал для создания «насыпных» картин, приятный на ощупь, пластичный и красочный, позволяет легко воплотить самые фантастические замыслы! Уже хорошо известна практика рисования песком для развития мелкой моторики у детей. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. В последнее время специалисты обратили внимание на позитивный психологический эффект обучения рисованию песком. Взаимодействие с песком – одно из популярных в мире направлений арт-терапии. Справедливо считается, что такие занятия позволяют избавиться от стрессов, страхов, переживаний, способствуют снятию напряжения, тревожности и фобий. Работая в младшей группе, я увидела, что у детей плохо развита мелкая моторика рук, им трудно выполнять традиционные работы по рисованию и аппликации. Кроме этого, большинство детей имеют нарушения в развитии эмоциональной сферы, у них повышен уровень ситуативной тревожности. Именно поэтому в работе я решила использовать рисование, раскрашивание цветным песком. Первые эксперименты мы проводились с детьми в песочнице. Строя из песка, ребенок выражает мир своей души, полной фантазий и реальности. Любому ребенку игра в песок доставляет большое удовольствие. Естественное желание – погрузить в него руки, ощутив прохладу; пропустить его между пальцев, чувствуя при этом тепло собственных рук. Песок нередко действует на ребенка как магнит. Его руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок. Трогая руками песчинки, дети развивают мелкую моторику и координацию движений пальцев рук, что напрямую влияет на развитие речи ребенка. Существует выражение «через руки к речи». Песок обладает медитативными свойствами «заземляет» отрицательную энергию, снимает возбуждение.
4 Как сделать цветной песок Изготовление цветного песка для творчества само по себе может быть захватывающим процессом, как для детей, так и для взрослых. Цветной песок – это простая смесь обычного песка и красителя (он может быть разных видов). Изготовленный собственноручно песок всех цветов радуги вы можете использовать для создания изображений в оригинальной технике или заполнять им стеклянные емкости для украшения интерьера. Вам понадобится: Морской или речной песок светлого оттенка; красители: порошок темперы, гуашь, пищевые красители, аэрозольные краски; небольшие емкости; вода; палочка или ложка для перемешивания песка; бумага для просушки песка (газеты, бумажные полотенца и т.п.).
5 Инструкция Найдите необходимое количество (по числу цветов, в которые вы планируете окрасить песок) небольших емкостей для приготовления цветного песка. Очень удобно использовать для этой цели зиплок-пакеты (Ziplock), застегивающиеся по принципу застежки-молнии. При перемешивании в таких пакетах песок хорошо смешивается с красителем и не высыпается наружу. Возьмите песок и просейте его через сито, чтобы удалить ненужные камушки, травинки и тому подобный мусор. Чем светлее песок вы найдете, тем более яркий цвет получится в процессе его окрашивания. Наполните подготовленные емкости песком примерно на три четверти (чтобы потом удобно было перемешивать песок, и он не высыпался из банки или миски). Не окрашивайте песок одновременно в больших количествах, поскольку нужно будет долго его подсушивать, да и прокрасится он слабо и неравномерно. Если вы используете для окрашивания песка сухой порошок темперы, то добавьте краситель в сухой песок (примерно одну чайную ложку сухой темперы на полстакана песка) и тщательно их перемешайте между собой. Затем добавьте небольшое количество воды, чтобы песок лишь стал влажным. Снова хорошенько перемешайте смесь, добиваясь равномерного окрашивания песка. Если же вы используете пищевые красители или разведенные в воде краски, то сначала лучше намочить песок, а затем добавить в него краску. После этого тщательно перемешайте смесь, равномерно распределяя красящий пигмент в песочной массе. Смешивая ингредиенты в баночке или миске, используйте палочку или ложку. В пакетах песок смешивается с красителем массирующими движениями рук – этот процесс напоминает замешивание теста. После смешивания песка с красителем оставьте смесь примерно на 30 минут, чтобы песок хорошо прокрасился. Высыпьте окрашенный песок на листы бумаги или на бумажные одноразовые тарелки большого диаметра. Разложите песок как можно более тонким слоем и просушите в течение суток. Теперь цветной песок готов для дальнейшего использования в вашем творчестве.
6 1. Подготовить необходимые инструменты и материалы: цветной песок, клеевые кисточки, клей, поднос для песка, картинку для раскрашивания.
7 2. Нанести клей на раскрашиваемую область рисунка.
8 2. Насыпаем песок на смазанные клеем области рисунка. 3. Лишний песок стряхиваем на поднос.
9 Украшаем хвост и крылышки.
10 Вот такой красивый петух получился у нас!!!
11 Рисование осенних листьев песком. 1. Дети наносят клей на раскрашиваемую область листочка.
12 2. Насыпают песок на смазанную клеем область осеннего листочка.
13 3. Стряхивают лишний песок на поднос.
14 Вот такие осенние листья получились у нас!
15 Детско – родительский мастер – класс « Рисуем с мамой!».
16 Цель: привлечь родителей к творческому взаимодействию с педагогами и детьми, развитие познавательных способностей и коммуникативных навыков ребенка, его эмоционально – волевой сферы. Задачи: Познакомить родителей и с техникой рисования песком, обучить основным приемам работы; Развитие познавательных способностей и коммуникативных навыков ребенка, его эмоционально – волевой сферы. Совершенствовать чувственный опыт детей и родителей и расширять познания некоторых свойств материалов; Снятие эмоционального напряжения. Развитие положительных эмоций у детей и родителей. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
17 Рисуем с мамой и братом!
18 Вывод: Рисование цветным песком – очень увлекательное занятие!
19
www.myshared.ru
Мастер-класс для воспитателей
«Рисование песком»
Цель: Познакомить воспитателей с необычной техникой рисования - рисование песком.
Задачи: Познакомить воспитателей по средствам рисования цветным песком, выполнять композиции, засыпая поочерёдно в сосуд цветной песок.
Получение цветного песка из подручных средств.
Рисовать можно не только на бумаге кистью, карандашом, фломастерами, но и песком.
Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка. Песок это удивительный и таинственный природный материал, который способен передать одновременно многое. И ощущение разнообразия природы, и ощущение возможностей своего тела, и сущности жизни вообще с её текучестью, неожиданностью, многообразием форм. Он может быть сухим и легким, влажным и пластичным.В тоже время он такой непостоянный, фигурки из него способны рассыпаться в один миг. Как приятно прикасаться к песку, смотреть, как он пересыпается с ладони на ладонь или строить из него песчаные замки.
Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного творчества детей. Это удивительный материал для создания «насыпных» картин, приятный на ощупь, пластичный и красочный, позволяет легко воплотить самые фантастические замыслы!
Рисование песком, просто завораживает. Ведь песок – это очень привлекающий, как и детей, так и взрослых материал. Вспомните песочные часы, даже если они предназначены для синхронизации, то очень трудно отвести взгляд от падения песчинок.
Для детей полезно работать с песком, так как, играя с ним, у них развиваются тактильные ощущения, речь, мелкая моторика рук, творческий потенциал, образное и пространственное мышления.
Эта техника способствует развитию мелкой моторики у детей. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Песок будучи цветным, способен влиять на детей через цвет: желтый - наполняет теплом, красный – добавляет оптимизма, синий – действует успокаивающе, зеленый – вдохновляет свежестью. Наблюдение и опыт показывает, что игра с песком, позитивно влияет на общее самочувствие детей. А когда за дело берется ребенок, у него появляется возможность познакомиться с огромным миром, где есть место сказке и реальности, добру и злу, и конечно чуду!
Существуют различные способы рисования цветным песком. На начальном этапе надо иметь под рукой клей ПВА, картон под основу, простой карандаш, можно использовать цветные картинки, чтобы ребенок мог повторить нужный цвет.
Вырезается трафарет, кладется на картон, смазывается клеем и насыпается песок. Вместо клея можно использовать двухсторонний скотч. Песок тоже на него хорошо прилипает. Предлагается ребёнку выбрать любую картинку для раскрашивания. Спрашиваем, какая понравилась? Почему именно эта картинка его заинтересовала. Советуем выбрать те цвета, которые понадобятся для работы. Напоминаем, что сначала раскрашиваем крупные детали. Намазываем раскашиваемую область клеем (используем клей ПВА, засыпаем песком (просеваем между пальцами, остатки песка стряхиваем в баночку. Легче раскрашивать область, не граничащую с другими цветами. Если они разного цвета и имеют общую границу, то лучше подсушить одну, прежде чем раскрашивать следующую. Затем закрашиваем мелкие части.
Кроме плоских рисунков можно создавать объемные композиции с помощью цветного песка. Для этого используются различные стеклянные сосуды, которые заполняются цветным песком. Нужен только стеклянный сосуд, цветной песок и богатое воображение. И заплещется море, появится радуга, зацветут яркие цветы. И это прекрасное продолжение нашей песочной сказки.
На сегодняшний день разработаны и активно используются детские программы “песочной терапии”. В разных городах, открыты специальные студии рисования песком на стекле.
Наверняка многие из вас видели в продаже картины, сделанные из цветного песка. Даже не обязательно картины - просто песок разного цвета, насыпанный в красивый сосуд. Берем песок, насыпаем слоями в прозрачную емкость и дело с концом. Но где взять разноцветный песок? Именно об этом расскажет сегодняшний мастер-класс. Конечно же, существуют разные техники окрашивания песка, но есть, на мой взгляд, простой и доступный способ создания разноцветного «песка».
Вам понадобится:
• мелкая соль;• пастель (обычная, не восковая);
• прозрачная емкость.
Насыпаем небольшое количество соли на бумагу, берем пастель нужного цвета. Надавливая на пастель, двигаем ею по рассыпанной соли до тех пор, пока вся соль не окрасится. Затем складываем лист пополам и высыпаем соль в емкость. Не старайтесь высыпать соль ровным слоем, чем менее равномерно будет насыпана соль, тем интереснее будет рисунок сбоку. Насыпав разноцветный «песок» в стакан слой за слоем мы, в итоге, получим красивый рисунок в стакане. А если ребенок захотел сделать подарок бабушке, которая живет не вместе с вами, то возьмите любой сосуд с крышкой, чтобы его легко можно было перевезти. Только обязательно заполните его целиком, иначе в процессе транспортировки соль перемешается, возможно это тоже будет красиво, но совсем не так, как вы ожидали.
Очень полезно заниматься этим видом рисования гиперактивным детям, так как они успокаиваются, учатся лучше понимать своих близких и себя в том числе. Рисуя песком, ребята погружаются в свой собственный мир воображения и фантазий.Особенно важным этот вид творчества является для детей с задержками в развитие, так как он помогает ускорить формирование речи и мышления. Работа с песком приносит колоссальные изменения образно – логичного и образного мышления детей. Лучше всего рисовать песком под медленную, приятную мелодию, находясь в полумраке. В это время появляется незабываемая атмосфера созидания и волшебства.
infourok.ru
Управление образование Боханский район
МБОУ «Каменская СОШ»
Мастер-класс для педагогов
«Рисование песком»
Автор-составитель:
Батраченко Анна Игоревна
практический психолог
Бохан 2016
Игры с песком (sand-play) – одна из форм естественной активности ребёнка.
Именно поэтому песочная терапия, как одно из направлений психолого-
педагогической арт-технологии, приобретает все большую актуальность при работе с детьми дошкольного и школьного возраста.
Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, улучшает самочувствие. В песочной среде могут проигрываться реальные жизненные ситуации, проблемы, с которыми ребенок сталкивается в жизни. Он может здесь найти решение или изменить свое отношение к конфликтным ситуациям со сверстниками или взрослыми. Игра с песком полезна для развития мелкой моторики рук, восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, воображения, навыков самоконтроля и саморегуляции у детей.
Песочную терапию можно использовать, проводя коррекционные, развивающие
и обучающие занятия.
Таким образом, мастер-класс по песочной терапии является эффективной формой профессионального обучения педагогов-психологов .
Цель: создание условий для отработки практических навыков работы по песочной терапии.
Задачи:
1. познакомить с технологией юнгианской песочной терапии;
2. обучить практическим навыкам работы с песочной терапией;
3. способствовать развитию навыков диагностики с использованием метода песочной терапии.
Материалы и оборудование: ноутбук, видеопроектор, презентация на тему «Рисование песком» (разработанная автором-составителем мастер-класса), музыка для релаксации, песок, набор миниатюрных фигурок, листы белой и цветной бумаги.
Практический психолог: Какие ассоциации вызывает у Вас слово «песок»? Что Вы вспоминаете, услышав его? (Ответы участников мастер-класса). (слайд 3)
- Большинство из вас вспоминает песочный пляж на теплом море, лето и сказочный отдых. Вспомните, какое удовольствие водить ладонями по песку, а самое увлекательное строить из него волшебные замки и ощущать покой и блаженство. Каким-то невообразимым способом вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой. А главное – время совершенно не ощущается при взаимодействии с песком.
Сегодня на мастер-классе я постараюсь познакомить Вас с одним из направлений арт-технологии – песочной терапией (sand-play) и показать возможности ее использования в работе с детьми.
Дональд Сандер, известный песочный терапевт, говорит: «В песочной терапии мир детства вновь распахивает перед человеком свои двери, и эти же двери веду в бессознательное и скрытые в нем тайны».
В свою очередь, швейцарский аналитик, создатель песочной терапии, Дора
Калфф, утверждает: «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».
Игра человека с песком известна еще с древних времен. Древние племена чертили защитные круги на земле и создавали различные рисунки на песке. Историческими и культурными параллелями песочной терапии являются рисунки на песке племен Навахо. Племена Навахо и Хопи интенсивно использовали песочные изображения в своем лечении и церемониях инициаций. Для каждой церемонии лечения, для каждого пациента на песочной картине воссоздавался предок ясновидца, картина использовалась врачевателем, проводящим силу этой картины в пациента, когда он усаживался на изображение. (Слайд 4)
Тибетские монахи издревле и по сей день практикуют создание из разноцветного песка магических кругов – мандал – для достижения совершенства и духовной гармонии. Ритуал создания мандалы из песка, окрашенного в разные цвета – свое-образная медитативная практика. (Слайд 5)
В Китае, Индии, Японии сосуды с песком размещают около входа в дом. Каждый входящий и выходящий опускает руки в песок, чтобы очиститься от дурных мыслей и опасных чувств.
Принцип «терапии песком» был предложен еще К.Г. Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Формирование концепции «песочной терапии» (или «sandplay» дословно – песочная игра) занимались, в ос-
новном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора
Калфф. Однако для обучающих целей уникальные возможности песка до недавнего
времени практически не использовались. Чтобы заполнить этот пробел, создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом.
Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные психологи СПб Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме.
Песочную терапию можно использовать в работе с детьми от трех лет со следующим спектром проблем:
различные формы нарушений поведения;
сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, воспитателями,
учителями) и сверстниками;
психосоматические заболевания;
повышенная тревожность, страхи;
сложности, связанные с изменениями в семейной (развод, появление млад-
шего ребенка, и т.д.) и в социальной ситуациях (детский сад, школа);
неврозы.
Во время занятий детей с песком наряду с развитием мелкой моторики рук, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Условия работы с детьми:
1. согласие и желание ребенка;
2. специальная подготовка психолога, его творческий подход к проведению занятий;
3. у детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Автор этого метода, Дора Калфф, считает главным принципом, положенным ею в основу работы - «создание свободного и защищенного пространства», в котором клиент - ребенок или взрослый - может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы.
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов - педагогов, психологов, логопедов - к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы, не случайно ведь игра на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Ребенок, играя, создавая мир, всегда показывает, что его волнует на данный момент. Песочница, комната и, конечно, психолог, создают у ребенка чувство безопасности, защищенности. В такой особой атмосфере психолог
«слушает» игру ребенка, помогая любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию проиграть в песочнице.
Для детей – это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для
ребенка – это необходимая, естественная и любимая деятельность.
В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, то совершает целый ряд независимых действий. Чувства и установки, которые ребенок иногда боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную им по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально.
Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях - в качестве
вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д.
Практический психолог: Сейчас я расскажу стихотворение, из которого Вы сможете узнать, что же необходимо для работы с песочной терапией.
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой
Игрушек маленький набор
Возьмем в игру… Подобно богу
Мы создадим свой Мир Чудес,
Пройдя Познания Дорогу
Для организации песочной терапии понадобится: (слайд 6)
1. ящик для песка (песочница) стандартного размера (50см х 70см х 8см). Дно и борта песочниц чаще всего выкрашены в голубой цвет – это напоминают модель мира: голубое дно символизирует воду, а борта - голубое небо. Кроме того, насыщенный голубой цвет способен оказывать на человека умиротворяющее воздействие. (Слайд 12)
2. песок, он может быть любой: речной, морской, кварцевый и т.п. Он может иметь желтоватый или сероватый оттенок, однако обязательное его качество - чистота. Необходимо хотя бы один раз в месяц просеивать и прогревать песок (можно в духовке, под лампой или под лучами солнца).
3. вода. Не забудьте поставить рядом с песочницей емкость с чистой прохладной водой, чтобы вызывать в игрушечном мире дождь, без труда сооружать постройки, создавать моря и реки.
4. коллекция миниатюрных фигурок и предметов (лучше не выше 10-12 см., такие габариты оптимально соответствуют размерам нормального поля зрительного восприятия).
В песочной терапии обычно применяют следующие предметы:
- люди - разнообразные фигурки людей - дети, взрослые, представители разных профессий, сказочные персонажи (колдуны, ведьмы), боги и богини разных народов, ангелы, и т.п.;
- животные - рыбы (акула, дельфин, золотая рыбка) и другие водные млекопитающие (морские котики, моржи, киты), земноводные, пресмыкающиеся, грызуны, домашние животные и хищники, птицы, насекомые (муравьи, мухи, жуки, пауки, кузнечики, бабочки) – т.е. разнообразные представители животного мира;
- растения - деревья, кустарники, цветы. Вы можете использовать искусственные и натуральные растения;
- объекты небесного пространства - солнце, луна, звезды, радуга, облака,
молния;
- объекты среды обитания - заборы, ворота, дорожные знаки, мосты;
- аксессуары - кусочки тканей, нити, пуговицы, цепочки, монетки;
- естественные природные объекты - камешки, кости, кусочки металла и
дерева, ракушки, семена, желуди, каштаны, перья, сухие растения, кристаллы, отполированные стеклышки.
В песочнице Вы самостоятельно можете:
- рисовать на песке палочкой;
- возводить на поверхности песка разного рода рельефы (холмики, горки, долины, впадины, бордюры, домики, рвы и т.д.);
- рассыпать цветные песчинки, камешки, бусинки в узорном порядке;
- расставлять на поверхности или в песчаных рельефах разнообразные предметы и фигурки, символизирующие людей, предметы и образы из реальности или небытия.
Практический психолог: Давайте перейдем к практической части нашего мастер-класса. Вначале давайте познакомимся с песком.
Тема: «Знакомство с песком»
Цель: установление контакта, ритуал входа, снятие психоэмоционального напряжения, ритуал выхода.
Ритуал входа:Чтобы попасть в песочную страну, нужно подойти к песочнице, вытянуть ручки над песочницей ладошками вниз, закрыть глаза и произнести заклинание:
В ладошки наши посмотри,В них доброту, любовь найди,Чтобы злодеев побеждать,Мало просто много знать.Надо быть активным,Смелым, добрым сильным.А еще желательно
Делать все внимательно!
Игра «Ладошки»
На ровной поверхности песка взрослый и ребенок делают по очереди отпечатки кистей рук, внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.
Психолог: Мне приятно, я чувствую прохладу (или тепло) песка. А ты?Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?
Я перевернула руки и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую песок. А ты?
Давай «поскользим» ладонями по поверхности песка. Рисуя круги и зигзаги, представь, что это проехала машина или проползла змея.-поставь ладонь ребром и выполни те же движения,-пройдись ладошками по проложенным трассам, представив, что это мы путешествуем,-сейчас мы будем рисовать на поверхности песка отдельно каждым пальчиком поочередно правой и левой рукой, а потом одновременно.
-а теперь нарисуем солнышко из отпечатков наших рук.
Теперь возьмите по листу бумаги и горсти песка и попробуйте на листе написать первую букву вашего имени.
Игра «Картина из загадок»
Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы получилась картина, т. е. надо рисовать так, чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.
Жёлтая тарелка на небе висит. Жёлтая тарелка всем тепло дарит. ( солнце) (слайд7)
Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок. Собрались овечки у небесной речки. (облака) (слайд8)
Как над речкой, над рекой
Появился вдруг цветной
Чудо мостик подвесной. (радуга) (слайд9)
Течёт, течёт - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит. (речка) (слайд10)
Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зелёной выйдет к свету,
Растёт, цветёт всё лето.
Коровам без неё - беда:
Она их главная еда. (трава) (слайд11)
Психодиагностическое задание «Направление»
Разровняйте песок на листе таким образом, чтобы получился квадрат. Начертите рукой путь (он может быть обозначен рекой, дорогой, тропинкой).
Запомните, откуда вы начинали свое движение. (участники выполняют задание) (Слайд 12)
Направлениедвижения
Характеристика
Человек совершает действие, а потом осознает его
Человек обдумывает планы, потом совершает
Человеком владеют эмоции, главное не поступки, а отношение к
ним, эмоциональные ощущения
Застревание человека в какой-либо сложной ситуации, из которой он не может самостоятельно выбраться
Упражнение «Построение картины Мира»
Выберите фигурки и предметы, которые привлекают ваше внимание. Постройте на песке картину вашего мира, дайте название, расскажите историю (участники выполняют задание) после этого происходит обсуждение и психологический анализ)
Кроме этого можно моделировать и создавать свое окружение, подбирая в друзья
или недруги соответствующих игрушечных персонажей. Последовательность появления и местоположение фигурок дает психологу массу полезной информации.
Например, игрушка, поставленная в центр, часто символизирует «я» автора картины. Фигурка, которая появляется второй, представляет символ чего-то самого важного для автора на данный момент. Иногда фигурки закапывают. Это символизирует вытесняемое в бессознательное или то, что еще неосознанно.
Самым главным считается то, что сам автор думает по поводу фигур.
Символизм пространственного расположение предметов в песочнице.
Анализ расположения предметов в песочнице строится на основании опыта юнгианских песочных психотерапевтов.
Даже беглый взгляд на пространственное расположение фигурок в песочнице может дать важную информацию об особенностях ребенка.
Для этого нужно определить, какие части песочницы оказались пустыми, а какие наиболее заполнены. Если наблюдается определенная дисгармония в заполнении песочницы фигурками, психолог может обозначить для себя наиболее общие задачи терапии.
Например, все фигурки смещены в верхнюю часть. Нижняя часть оказалась совсем пуста. Перед нами мечтатель, испытывающий трудности в реальной социальной адаптации. Ему сложно воплощать свои идеи в реальность, он слишком когнитивен и рассуждать любит больше, чем действовать. Такого клиента мы будем «заземлять», выберем специально игру в нижней части песочницы, это на бессознательно-символическом уровне способствует «заземлению».
Или, например, в картине заполнена левая и частично центральная часть, в правой части – пустота. Ребенок говорит, что там – страшно. На границе с правой частью построены укрепления для защиты. От кого – неизвестно. Это говорит о том, что ребенок страшится будущего. Страшится движения, развития. И в процессе терапии мы должны отследить, чтобы правая часть постепенно заполнилась.
Необходимо помнить о том, что мы имеем дело с внутренними процессами человека, которые не всегда могут быть объяснены и проинтерпретированы.
Символизм ландшафта песочной картины
Символизм ландшафта отражает рельеф внутреннего мира человека. Каков он? Плоский, холмистый, горный, лесной, водный? Многоплановый или однообразный? Ландшафт отражает динамику внутренних процессов.
Иногда у детей, подростков и некоторых взрослых можно увидеть отсутствие ландшафта или его условное обозначение. Например, озеро или река выглядят как небольшое углубление в песке. До голубого дна песочницы еще очень далеко, но автор картины определяет эту ямку как полноценный водоем. Так может проявляться недостаточная осознанность внутренних процессов. Для детей это естественно, они находятся только в самом начале пути самопознания. Часто плоскую песочную картину можно встретить у совсем маленьких детей.
Рефлексия:Мы узнали с тобой много нового, начали знакомство с волшебной страной, узнали какой песок на ощупь. У меня сейчас очень хорошее настроение, я узнала много нового. А что нового узнал ты?
Ритуал выхода:Теперь протянем ручки над песочницей и сделаем движение, как будто скатываем шарик. А теперь повторяем:«Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»
Практический психолог: Мастер-класс подошел к концу, хочется попросить вас проанализировать сегодняшнюю работу. Что показалось наиболее интересным, полезным для вашей работы? Что показалось трудным? (письменная рефлексия)
Литература
1. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. – Петропавловск, 2010. – 74 с.
2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.
3. Кузуб, Н. В., Осипук, Э. И. В гостях у Песочной Феи. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. - М.: Сфера, 2011. – 61 с.
infourok.ru