Мастер класс по русскому языку


Мастер класс по русскому языку

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«основная общеобразовательная школа с. Новодубровка Петровского Района Саратовской области»

«Мотивация учебной деятельности на уроках русского языка»

МАСТЕР –КЛАСС

Малевская Светлана Петровна

учитель русского языка и литературы

I квалификационная категория

МБОУ ООш с.Новодубровка

2015

Мастер - класс

Тема: Мотивация учебной деятельности на уроках русского языка.

Цель: способствовать осознанному выбору учителем активных и интерактивных форм и методов мотивации обучения на уроке.

Свое вступление хочу начать с высказывания Бернард Шоу.

“Известно, что единственный путь

к познанию – это деятельность”

Бернард Шоу.

Но как сделать так, чтобы вовлечь в процесс познания всех учащихся, чтобы каждый из них имел возможность понимать, рассуждать, обмениваться имеющимися знаниями и опытом?

Как же это воплотить практически? Этот вопрос и является целью данного мастер-класса: познакомить с элементами, методами и приемами мотивации деятельности учащихся в процессе изучения русского языка.

«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ».

Так как мы ограничены во времени, то все формы обучения, которые я применяю на уроках, я показать не смогу. Да и не вижу в этом смысла, потому, что одну и ту же форму можно по-разному организовать и это зависит от многих причин: от замысла, от цели, от класса, темы, времени, профессионализма учителя и т.д.

Дальнейшую нашу работу я предлагаю провести в форме аукциона.

Предложенный аукцион можно проводить с любой категорией: с педагогами, родителями, а также использовать предложенные в нём формы для любого урока.

Используя свой опыт, попробуем показать на практике, как формировать мотивацию на разных этапах урока.

Весь аукцион условно мы разбиваем на блоки – этапы урока.

Для начала как и полагается в начале каждого занятия предлагаю вам на красных листочках записать свои ожидания от мастер-класса, а опасения на желтых.

( Учителю этот  метод позволит лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения системно- деятельностного подхода. Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

А сейчас самое время познакомиться с правилами аукциона.

Вам будут предложены лоты, которые можно будет приобрести на торгах. Из представленных лотов Каждый из вас должен выбрать себе самый понравившийся, самый эффективный лот – прием, метод или форму мотивации. И записать его на белом листочке.

Поскольку наш ученик все свое школьное время проводит на уроках, напрашивается вопрос: что нам нужно делать и как, чтобы это время было для него полезное, приятное и чтобы он хотел вновь прийти к нам.

Как же создается эмоциональный настрой на уроках?

Перед вами первый лот. ЛОТ 1 этап мотивации урока.

Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами.

на слайде:

Упражнение «Поздоровайся глазами» - это один из активных приемов.Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками. Этот прием заключается в том, что поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом прошу каждого ученика глазами показать, какое у него сегодня настроение.

Эмоциональная разминка.

- Поговорим?

- Поговорим!

- А знаете о чём?

- О чём?

- О разном и о прочем. О том, что хорошо, и хорошо не очень. Поговорим?

- Поговорим!

- Нам будет интересно!

Установление контакта с участниками.

- Поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение.

- Поднимите руки те, у кого здесь есть друзья?

- Поднимите руки те, кто знает, что мы сегодня будем делать?

- Поднимите руки те, кто не знает, что мы сегодня будем делать?

– Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.

– Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок…

– Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски…

Запишите один из этих приемов на белом листке.

Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно.

Так предъявляя новую тему или новый текст,  предлагаю ученикам ответить на вопрос, что вы знаете о том или ином факте, реалии, личности.Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Я это делаю через признание личности подростка, опираюсь на его жизненный опыт.

Перед вами лот № 2

ЛО Т 2 этап создания проблемной ситуации, подведения к теме

На слайде

Привлекательная цель

  1. Удивляй! (Тема “Корень слова”. Существуют слова, которые не имеют

корня, например, глагол вынуть)

Суть этого приема в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности.

Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

  1. Записать не менее 6 ответов на вопросы:

Чего не случиться, если я буду писать грамотно?

Чего не случиться, если я не буду писать грамотно?

Что  случится, если я буду писать грамотно?

Что случиться, если я не буду писать грамотно?

5 Выбрать цель из предложенных

6 Игра «Знаете ли вы, что…?»

Запишите один из этих приемов на белом листке.

Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения.  В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу.

Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов групповой самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения.  В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.

Перед вами ЛОТ 3

Здесь представлены используемые приемы деления учащихся на группы

На слайде

  1. Игра «Пошли на охоту». Необходимо «поймать» не менее 3 человек, ответивших на поставленные вопросы.

  2. Деление на группы по временам года. (Кто когда родился)

  3. Деление на группы по сферам деятельности.

Запишите один из этих приемов на белом листке.

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя - т. е. мотив достижения успеха.

Чтобы организовать ситуацию успеха можно использовать различные методы, способы и приемы.

Некоторые из них это ЛОТ 4

На слайде

  1. Игра « Четвертый лишний». В каждом ряду из четырех элементов нужно назвать лишний – тот, у которого нет качества, характерного для всех осталь­ных. Участник должен пояснить ответ.

  2. Прием «Закончи предложения». Цель: формирование умения оценивания изучаемого объекта, высказать свое собственное суждение и отношение. Например, «самым интересным на занятии для меня было…».

  3. Игры-тренинги.

- Представьте, что вы редакторы газет, а в текст очередного номера вкрались ошибки - найдите их и исправьте.

- Представьте, что вы автор учебника. Как бы вы разъяснили эту тему ученикам.

4. Грамматической задачи:

  1. Петя Ошибкин утверждает, что в слове «сделал» надо писать букву «з», потому что после приставки идет звонкий согласный звук [д]. Прав ли Петя?

  2. Петя Ошибкин в слове «здесь» букву «эс» и рассуждал он при этом так: «Пишу букву «эс», потому что приставки «зэ» не бывает». Верно ли объяснил Петя Ошибкин?

Запишите один из этих приемов на белом листке.

На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания.

В конце каждого занятия проводится рефлексия.

Перед вами ЛОТ 5.

На слайде

    1. ПОПС – формула – интерактивный прием позволяет кратко и всесторонне выразить собственную позицию по прошедшему уроку.

    2. Использование фраз из рефлексивного экрана на доске

    3. Пятерочка . вписывается свое мнение об уроке в каждый палец контура руки

    4. Творческая форма рефлексии – синквейн – стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к уроку, проблеме.

Запишите один из этих приемов на белом листке.

Каждый из нас помногу лет осуществляя ежедневно свою профессиональную деятельность, в сущности, занимается творчеством.

Творчество педагога неповторимо, это такое же искусство, как творчество композитора и художника – а может быть и куда более сложное.

Вспомним,? как гордился своей работой Волшебник в “Обыкновенном чуде” Евгения Шварца, приговаривая: “Подумаешь сделать живое из мёртвого. А вот из живого, сделать ещё более живое!....”

Право выбора методик и форм обучения учащихся всегда остается за вами: будете ли вы просто носителями информации или вы создадите такие условия, которые помогут детям самим добывать информацию и приобретать новый опыт.

Вы, наверное, поняли, что я для себя выбрала. Конечно это активные и интерактивные формы обучения. Они активизируют деятельность учащихся на уроке, позволяют разнообразить деятельность на уроке, включить в неё всех учащихся, что повышают мотивацию и создают условия для более качественного обучения.

В заключении я хочу высказать свое мнение о мастер-классе, свидетелем, которого вы стали сейчас в форме синквейна

На слайде

1.

Название предмета

Мастер-класс

2.

Два прилагательных, которые описывают предмет

эффективный, творческий

3.

Описание действий (три глагола)

стимулирует, направляет, обучает

4.

Фраза из четырех слов, выражающая главную мысль

свой стиль  педагогической деятельности

5.

Синоним первого слова, который раскрывает его суть

умение и опыт

Вас попрошу обратиться к красному листочку. Сбылись ли Ваши ожидания? Сдайте все ваши листочки.

kopilkaurokov.ru

Мастер-класс по русскому языку

Шумакова Л.А., учитель начальных классов

МОУ СОШ №3

Мастер – класс

Тема: «Развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка»

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию познавательных универсальных учебных действий.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД младших школьников на уроках русского языка;  предлагаемые на занятиях приёмы работ  можно применять на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС.

Задачи: познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;

раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию познавательных УУД;

показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер - класса с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран.

Продолжительность проведения: 20 минут

План проведения мастер - класса

  1. Презентация педагогического опыта педагога.

  2. Практическая часть. Самостоятельная работа участников мастер-класса в информационно – образовательном портале «Сетевой класс Белогорья»

  3. Рефлексия (Обсуждение результатов работы проведенного мастер-класса), обсуждение целесообразности  применения на уроках в начальной школе показанных приёмов по формированию познавательных УУД с участниками мастер-класса.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании познавательных УУД на уроках в начальной школе, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Ход проведения мастер-класса

(Слайд 1)

Так как в настоящее время важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, остановлюсь на теме развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка

(слайд 2)

Метапредметные  результаты (по А.Г. Асмолову) включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

(слайд3)

Познавательные  универсальные учебные действия -    действия, с помощью которых обучающиеся осуществляют процесс познания:

  • общеучебные универсальные действия(самостоятельное формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

  • подведение под понятие, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

—самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

(слайд 4)

Рассмотрим систематизацию приемов технологии по формированию познавательных универсальных учебных действий, которые я использую в своей практике.

Познавательные УУД

Приемы

Логические универсальные действия

Кластер

Верные - неверные утверждения

Синквейн

Зигзаг

Общеучебные

Инсерт

Чтение с остановками

Постановка и решение проблемы

Знали – Хотим узнать – Узнали

Толстые и тонкие вопросы

Знаково-символические

Кластер

Каждый прием многофункционален, работает на развитие интеллектуальных и личностных умений, а выстроенные в логике «вызов–осмысление–рефлексия» они способствуют развитию рефлексивных способностей, помогают овладеть умением учиться самостоятельно.

(Слайд 5)

Приём «Тонких и толстых вопросов» - может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

(Слайд 6)

Знали – Хотим узнать – Узнали – можно использовать на этапе целеполагания и рефлексии. Таблица поможет собрать уже имеющийся по теме материал, (слайд 7)

расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их

(слайд 8)

Приём «Верные неверные утверждения»

 Этот прием может быть началом урока. Используя приём «верные - неверные утверждения», предлагаю  ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к  этому приёму, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными, используя полученную на уроке информацию.

  (слайд 9)

Прием «Синквейн» (чаще в конце урока) Слово синквэйн происходит от французского слова, которое обозначает пять. Таким образом, синквэйн - это стихотворение, состоящее из пяти строк. Эффективным средством введения синквэйнов является разделение группы на пары. Каждому участнику дается 5-7 минут на то, чтобы написать синквэйн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквэйнов они составят один, с которым будут оба согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они это написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того этот метод потребует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа может познакомиться с парными синквэйнами.

Правила написания синквэйнов:

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия...)

4. Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строчка - это синоним (метафора) из одного слова, который повторяет суть темы.

Синквэйны очень полезны в качестве:

1) инструмента для синтезирования сложной информации;

2) средств оценки понятийного багажа учащихся;

3) средства творческой выразительности.

(слайд 10)

Пример синквейна:

Суффикс

ласкательный, новый,

образует, называет, обозначает.

Суффиксы образуют новые слова.

Часть

(слайд 11)

Приём «Кластер» - выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных этапах урока.

На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома.

(слайд 12)

Приём «Инсерт» - во время чтения текста необходимо делать на полях пометки:

«» - уже знал «-» - думал по-другому

«+» - новое для меня «?» - не понял, есть вопросы

ИНСЕРТ - звуковой аналог условного английского сокращения в дословном переводе обозначает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов.

I этап: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

  • V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;

  • - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

  • + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

  • ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

II этап: читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

Знакомство с текстом может осуществляться «на слух».

На уроке «Суффикс». Прочитайте каждый абзац и отметьте его значком.

Таблица «Значки»

V – знаю

+ - новое

? – есть вопрос, не понял

Представленные приёмы способствуют формированию познавательных УУД младших школьников на уроках русского языка.

(слайд 13)

- Сегодня, мы рассмотрим один из приёмов обучения, формирующие познавательные универсальные учебные действия для обучающихся 3 класса на уроках русского языка, используя информационно – образовательный портал «Сетевой класс Белогорья»

      1. Выбираем раздел «Виртуальный класс»

      2. В области список уроков 2 фильтра: предмет и класс.

      3. Выбираем предмет русский язык 3 класс

      4. (4 урок сверху Гулая Лариса Валентиновна)

(Презентация 2)

1.Этап актуализации субъектного опыта учащихся

Задание 1. Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

Есть арбузик – нет арбузика

Есть ключик – нет ключика

Есть барашек – нет барашка

                                           Есть замочек – нет замочка. 

- Какой вывод мы можем сделать из прочитанных пар слов?

  Правило

(Если при изменении слова в суффиксе гласная сохраняется, то пишем -ик-, если убегает то пишем –ек)

2. Прочитайте сказку, которая поможет запомнить это правило и всегда правильно писать суффиксы –ик-, -ек-. (по цепочке)?

В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них своя школа, где они учились. Суффикс –ик был прилежным учеником, а его друг, суффикс – ек, был настоящим прогульщиком – вернее, К всегда оставался на месте, а Е умудрялся улизнуть. Один раз, когда Е опять убежал, учитель, суффикс – тель, решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе – ек. И сейчас, когда мы меняем форму слова с суффиксом – ек, гласный Е всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите: платочек – платочка – платочки.

- Следующее задание вы будете выполнять ( показать значок в парах). Пара, закончившая работу, поднимет «руку дружбы» и сигнал (дети берутся за руки и поднимают их) Вам необходимо составить алгоритм, по которому будет легко и правильно писать суффиксы –ек, – ик.

Потом проверка на доске.

-По какому принципу будем писать суффиксы –ик и –ек?

    А еще подтвердить наше научное предположение может мультфильм, снятый по книге Лии Гераскиной « В стране невыученных уроков».

(просмотрт мультфильма)

Это было единственное правило, которое знал Витя.

Какой урок вы можете взять для себя из этой истории?

Этап первичной проверки понимания изученного

(Переходим к практической работе)

-Посмотрите на задание. Его вы сделаете устно. Что вы поняли?

(при проверке поднимаете сигналы согласны вы с ответом или нет)

Задание 1 .Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс     –ик– , а когда суффикс – ек–.

билетик        (нет) кармашка

ключик      (нет) замочка

кармашек       (нет) ключика

замочек         (нет) билетика

(слайд 1) (читают и делают вывод) сразу(слайд 2)

   3.   Самостоятельная работа

- У каждого из вас на столах цветные листы. Прочитайте следующее задание. Из данных слов – 1 вариант выпишите слова с суффиксом –ек, 2 вариант с суффиксом –ик и запиши их на разных листах маркером (крупными буквами). Как вы догадались, по какому принципу будете выполнять задание?

Задание. Измени форму данных слов, подставляя к ним слово - нет.

Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

ключ..к –                   сыноч..к–

корабл..к –                клубоч..к –

замоч..к –                  щеноч...к – ​

- Кто готов? (выходят к доске и вывешивают свои выполненные задания)

-Докажите, почему записали так слова?

(слайд 3) после проверки (слайд 4)

4.Рефлексия

- Сейчас я прочитаю вам утверждения, а вы ответите верные они или неверные:

1.Суффикс – это часть слова (верно)

2.Если при изменении слова в суффиксе гласная сохраняется, то пишем -ек-(неверно)

3. Суффикс стоит после корня (верно)

4. Суффикс служит для связи слов в предложении (неверно)

5. Если при изменении слова в суффиксе гласная сохраняется, то пишем -ик-,

(верно)

5.Подведение итогов.

(слайд 5)

Спасибо за работу!

Давайте поделимся впечатлениями о мастер-классе. Что показалось вам особенно интересным, важным, запоминающимся?

infourok.ru

Мастер-класс по русскому языку

Тема мастер класса: «Формирование регулятивных УУД на уроках русского языка: постановка учебной задачи, целеполагание, прогнозирование результата»

Цель мастер - класса: ознакомить учителей с приёмом составления мобильных схем на уроках русского языка

Показать конкретные варианты формирования у младших школьников умений определять учебную задачу; ставить цели, прогнозировать результат своей деятельности.

Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класса и участников мастер – класса.

Задание для 1 группы. Собрать схему. Подобрать заголовок.

Именительный

Родительный

Дательный

Винительный

Творительный

Предложный

Кто? Что?

Кого? Чего?

Кому? Чему?

Кого? Что?

Кем? Чем?

О ком? О чём?

Подсказка в инструкции: «Падежи и вопросы»

Задание для 2 группы. Собрать схему. Подобрать заголовок.

1 скл. 2 скл. 3 скл.

М.р. М.р. Ж.р.

Ж.р. ср.р.

- а,- я - о,- е

Подсказка в инструкции: «Три типа склонений»

Задание для 3 группы. Собрать схему. Подобрать заголовок.

Р.П. и и и и

Д.П. е е е

П.П.

1 скл. 2 скл. 3 скл.

Подсказка в инструкции: «Безударные окончания существительных в самых «опасных» падежах

Задание для 4 группы. Собрать схему. Подобрать заголовок.

И.П. КТО? ЧТО?

В.П. КОГО?

Р.П. ЧЕГО?

Подсказка в инструкции: «Падежи, в которых есть одинаковые вопросы»

Инструкция. 1 группа.

Распределите роли

Подсказка: «Падежи и вопросы»

Оцените свою деятельность

фамилия

отметка

Составление схемы

Подбор названия к схеме

Резервное задание:

В каждом ряду подчеркните слова с одинаковым окончанием:

Домов, столов, коров, ковров

Ножей, батарей, шей, ушей.

Инструкция. 2 группа.

Распределите роли

Подсказка: «Три типа склонений»

Оцените свою деятельность

фамилия

отметка

Составление схемы

Подбор названия к схеме

Резервное задание:

В каждом ряду подчеркните слова с одинаковым окончанием:

Домов, столов, коров, ковров

Ножей, батарей, шей, ушей.

Инструкция. 3 группа.

Распределите роли

Подсказка: «Безударные окончания существительных в самых «опасных» падежах.

Оцените свою деятельность

фамилия

отметка

Составление схемы

Подбор названия к схеме

Резервное задание:

В каждом ряду подчеркните слова с одинаковым окончанием:

Домов, столов, коров, ковров

Ножей, батарей, шей, ушей.

Инструкция. 4 группа.

Распределите роли

Подсказка: «Падежи, в которых есть одинаковые вопросы»

3. Оцените свою деятельность

фамилия

отметка

Составление схемы

Подбор названия к схеме

Резервное задание:

В каждом ряду подчеркните слова с одинаковым окончанием:

Домов, столов, коров, ковров

Ножей, батарей, шей, ушей.

infourok.ru

Мастер-класс по русскому языку "Дело о фразеологизмах"

Сценарий мастер-класса по русскому языку «Детективное агентство. Дело о фразеологизмах»

-Здравствуйте, уважаемые участники конкурса, уважаемое жюри. Вы знаете, передо мной, как перед молодым специалистом всегда встает проблема – как не сесть в калошу перед учениками. Хочется урок сделать и интересным и познавательным. Но я зарубила себе на носу – нельзя гоняться за двумя зайцами одновременно, ведь лучше синица в руках, чем журавль в небе. Уважаемые коллеги! Какую особенность вы заметили в моем выступлении? (Фразеологические обороты) В прошлом году, при подготовке к экзамену, в 9 классе я столкнулась с проблемой, что многие забыли, что такое фразеологизмы, либо вообще не знают, что это такое и не умеют находить их в тексте. Как я не старалась им объяснить, вопрос повторялся снова и снова, а задание А3 выполнялось с трудом. Так как тема моего самообразования «Игровая деятельность», я начала искать игры, которые могли бы помочь нам усвоить данный материал. Я нашла сценарий Елены Александровны Куртас, немного переработала его, и мы успешно повторили данную тему на консультации по русскому языку.

Итак. Давайте начнем.

Позвольте представиться. Я директор детективного агентства «Следствие ведут.», а вы – ценные сотрудники этого заведения. К нам сегодня обратился очень уважаемый клиент Фразеологический словарь. С ним случилась такая беда: один ученик вырвал из него страницы, украв некоторые из фразеологизмов. Поэтому словарь очень просит вернуть ему его драгоценное имущество. Вы готовы ему помочь? Тогда приступим к расследованию.

Перед вам первое задание. 1 группа. Вы должны сейчас помочь написать объявление.

2 группа. Вы должны восстановить картину преступления

Для расследования нам нужны сознательные граждане, которые дадут нам ценные сведения. Итак, уважаемое жюри, ваша задача – расшифровать фразеологизмы:

1. Спустя рукава

2. Положа руку на сердце

3. Разинув рот

4. Засучив рукава

5. Затаив дыхание

Молодцы! Вы очень ценные свидетели.

А теперь возвращаемся к группам. Что у них получилось?

Какие фразеологизмы по происхождению вы использовали в своей работе? (исконно-русские).

Итак, переходим ко второму заданию. Тут нам нужна будет улика. Эта улика – полено. Посмотрите, какое оно? (гладкое, без сучков) какой фразеологизм приходит нам на ум? (без сучка, без задоринки). И это первый фразеологизм, который мы возвращаем словарю.

Преступник, убегая, пытался замести следы. Он поставил нам задачу. Нам нужно ее разрешить. Три неземные женщины поспорили из-за какого-то предмета, на котором было написано: «Прекраснейшей». Что это были за женщины, и что это был за предмет? (Гера, Афина и Афродита, яблоко).Какой фразеологизм получился в результате этого спора? (Яблоко раздора). Какой он по происхождению (заимствованный из древнегреческих мифов). Молодцы. Вот и второй фразеологизм, возвращаем его хозяину. Поступили сведения, что в городе видели 2 пропавших фразеологизма. Для того, чтобы нам суметь опросить свидетелей, нужно составить фоторобот этих фразеологизмов. Уважаемые агенты, приступайте, пожалуйста, к заданию №2.

Уважаемые свидетели, вы тоже можете помочь нам. (раздать карточки с заданиями)

Группы, готовы представить нам свои работы? Угадываем, о каких фразеологизмах идет речь.

Вот мы вернули еще два фразеологизма. А наши агенты принесли еще одну улику. Это бумага. Какой фразеологизм возникает в голове при слове бумага? (Бумага все стерпит).

Ну что, я вижу, что вы готовы к последнему творческому заданию. Вам нужно составить текст на заданную тему. Темы прописаны у вас на листах. Приступайте.

А для вас, уважаемые свидетели, у меня такое задание:

Один художник стал свидетелем этого происшествия и оставил нам картинки. Он был иностранцем, и не смог передать переносный смысл наших фразеологизмов. Давайте попробуем расшифровать то, что он пытался нам сказать

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Группы, вы готовы? Слушаем ваши тексты.

Уважаемые коллеги спасибо за работу. Клиент остался доволен и заплатил нам приличную сумму получите ваш гонорар!

Таким образом, проведя данную игру, мы даем ученикам знания и возможность эти знания применить на практике. Преимущественно нужно использовать в старших классах.

Уважаемые конкурсанты, я желаю, чтоб вам любой конкурс давался без сучка, без задоринки, а жюри всегда быть на седьмом небе от счастья!

1 группа

Задание №1.

Помогите составить объявление о пропаже, используя в описании понятие о фразеологизмах.

Внимание!

Пропали фразеологизмы. Особые приметы:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые выражают переносное значение. Некоторые фразеологизмы можно заменить синонимом. Являются одним членом предложения. По происхождения бывают исконно-русские и заимствованные.

Задание №2.

Нарисуйте иллюстрацию к фразеологизму «Весить лапшу на уши».

Задание №3.

Написать текст на тему: «Подготовка к конкурсу Учитель года».

Покоя нет уже полгода _______________________. Просыпаюсь _______________________. Директор сулит ____________________________. Но денег на призы _____________________________________. Поэтому я не жду ____________________________ и живу __________________________. А ______________________________________________ беру _________________________________ и иду в библиотеку и_______________________________.

Используйте фразеологизмы: ни днем ни ночью, ни свет ни заря, сулит золотые горы, как кот наплакал, ждать с моря погоды, засучить рукава, брать ноги в руки, грызть гранит науки.

2 группа.

Задание №1.

Восстановите картину преступления, вставляя вместо пропусков нужные фразеологизмы.

Подозреваемый Иванов Ваня бежал по коридору ________________.

-ты куда мчишься _______________?, - кричали удивленно сверстники, а он бросал им в ответ:

- ___________________________.

Тем временем, свидетель Сидоров Андрей __________________ , а в руках у него был фразеологический словарь. Не успел он и __________________, книгу у него из рук как _________________________.

Используйте фразеологизмы: как угорелый, считать ворон, на кудыкину гору, глазом моргнуть, сломя голову, ветром сдуло.

Задание №2

Нарисуйте иллюстрацию к фразеологизму «биться как рыба об лед».

Задание №3

Составьте текст на тему «Идет второй этап конкурса»

Идет второй этап конкурса. Все _______________________. Мы сумели _____________________________________ с конкурсантами. Во время конкурсов мы __________________________________________, потому что надо всем показать _____________________________. А наше жюри ___________________________________________________. Участники ночью себе ______________________________________ и ждут, когда все закончится, чтобы оказаться _____________________________________.

Используйте фразеологизмы: дело в шляпе, находить общий язык, держать руку на пульсе, где раки зимуют, держать ушки на макушке, места не находить, на седьмом небе от счастья.

Автор: Авдеева Валентина Андреевна

Похожие материалы

pedportal.net


Смотрите также