Эти нежные, загадочные трещинки… За что они так любимы декупажницами? Наверное, именно за эту загадочность, за ощущение романтики и старины, за напоминание о тех временах, когда доблесть и честь были превыше всего, а сияющие глаза и улыбки прекрасных дам вдохновляли на великие дела…
Двухшаговый (или двухкомпонентный) кракелюр – это, наверное, самая распространенная техника в декупаже. Причем техника очень изысканная, по сравнению с однокомпонентным кракелюром или даже искусственными потертостями.
Для тех, кто еще не очень разбирается во всех этих смежных техниках, поясню: двухшаговый кракелюр – это трещины в слое лака на уже готовом изображении.
В отличие от однокомпонентного кракелюра, где мы пользуемся одним составом (одним компонентном, одним шагом) и получаем трещины в слое краски, двухкомпонентный кракелюрный состав, как видно из названия, состоит из двух разных баночек, двух компонентов, которые наносятся на работу друг за другом. При этом верхний состав трескается, и, чтобы трещины были хорошо видны, мы проявляем их различными затирками (какими – читайте дальше).
Еще для начинающих: рекомендую всегда уточнять, какой кракелюр вы имеете в виду, двухшаговый или одношаговый – это имеет принципиальное значение (машина тоже может быть швейной, посудомоечной или стиральной, и это не одно и то же :)
Для нас с вами кракелюрные трещинки – это «дух старины», романтика, а для художников, особенно художников прошлых столетий – нарушение технологического процесса: неправильная подготовка основы, неправильный подбор грунтов, красок и их нанесение, хранение или реставрация полотна, неправильные условия хранения и транспортировки, что в результате приводит образованию на картине трещин в слое лака или краски.
Таким образом, трещины — вовсе не обязательный атрибут старинного предмета или произведения живописи. Однако сейчас все, связанное со стариной, становится все более и более популярным, и кракелюр – не исключение.
Существует огромное количество средств, предназначенных для имитации эффектов старины; к ним относятся и кракелюрные лаки, столь популярные среди декупажниц (и не только декупажниц).
Двухкомпонентный кракелюр выполняется на уже почти полностью готовой работе, с нанесенным, подрисованным и желательно залакированным мотивом (или даже тщательно залакированной работой, если у нас кракелюр смываемый — иначе заготовку может «повести» от воды).
Внимание! Эта схема не является прямым руководством по работе с кракелюрными лаками! Это просто общая схема, чтобы можно было примерно представить порядок действий!
1. Полностью декорируем работу, лакируем, сушим. 2. Наносим первый шаг кракелюрного состава (они всегда подписаны, где 1 шаг, где 2). 3. Сушим (чаше всего не до полного высыхания, а немного недосушивая). 4. Наносим второй шаг, ждем образования трещин. 5. Затираем средством для проявления трещин.
6. Защищаем финишным лаком.
Кракелюрных составов очень и очень много, больше 20 разных видов, и все они имеют разные свойства и дают разные трещины, поэтому каждая декупажница со временем выбирает себе 1-2 любимых состава и пользуется преимущественно ими.
Составы могут быть:
Голова идет кругом, правда?
Мне часто в письмах задают вопрос: «почему не получился кракелюр?» Ответ на этот вопрос дать невозможно – это все равно что спросить, «почему не работает компьютер». Вариантов ответов может быть штук 50, от ответа «сгорел южный мост на материнской плате» до элементарного «нет электричества». К чему я это говорю? Да к тому, что все кракелюрные составы разные и, не зная, какой состав вы используете, трудно вообще что-то предположить.
Поэтому еще раз: если вы работаете с двухкомпонентным кракелюром, то самое серьезное и ответственное дело – выбрать подходящий кракелюрный состав и знать все его свойства.
Всего одно отличие может быть у красивого кракелюра и чешуйчатого кошмара: финишный лак)))
Мои любимые кракелюрные пары – это – это кракелюрная пара Maimeri 753-754 (номера — это последние три цифры артикулов), нитяные кракелюры от Акриланас или Арс-хобби и двухкомпонентный кракелюр фирмы Rayher (при этом, конечно, я перепробовала множество других кракелюров, и они меня не порадовали). Первые два состава дают тонкие изящные трещинки, а Rayher дает очень красивый рельеф (именно этот кракелюр я использовала для имитации старинного кожаного переплета в мастер-классе по шкатулке-книге, а нежный Maimeri 753-754 – для создания трещинок на медальоне).
Maimeri 753-754 и нитяные кракелюры от Акриланас – нежелтящие водные составы, очень удобные в работе. У первого ячейки меньше, в второго – больше, поэтому Акриланас я использую для декора крупных предметов с довольно крупными мотивами. Кстати, имейте в виду, что в линейке Акриланас (и Арс-хобби) также есть так называемые «крупный» и «мелкий» кракелюр. Они вообще беспроблемные, не требуют смывания, но трещины у них шире, чем у нитяного кракелюра, что смотрится уже менее изящно.
Технология создания трещин у Maimeri 753-754 и нитяных кракелюров Акриланас одна и та же: наносим первый шаг и ждем, пока он из молочно-белого станет прозрачным. Также он станет очень липким, поэтому будьте аккуратны, не оставляйте отпечатков пальцев и не пылите))
После того, как первый шаг станет липким, я наношу второй шаг на всю поверхность, покрытую первым шагом. Это нужно сделать, не оставляя ни капли непокрытого пространства, иначе после затирания кракелюра там будет грязное пятно затирки. Трещины образуются в течение часов 12 в зависимости от толщины слоя второго шага.
Затираю я их (проявляю трещины) чаще всего порошками-металликами. Их можно найти в магазинах для творчества под названием «порпорина» или, например, «средство для затирки кракелюра», а проще всего (и намного дешевле) – в строительных магазинах: ищем порошки-металлики типа серебрянки (кстати, она бывает и золотая, а у импортных производителей – вообще любых расцветок). По своему опыту могу сказать, что покупать другие цвета металликов, кроме золота или серебра, не имеет смысла, они не пригодятся или пригодятся в одном случае из 20). Лучше запаситесь сухой пастелью – матовые трещинки смотрятся намного благороднее. Сухую пастель натираем ножиком в мелкий порошок и этим порошком на ватном диске проявляем трещинки.
В целом эти два состава – очень удобные в работе кракелюрные пары, несмотря на то, что у обоих второй шаг после затирки нужно смывать (у Maimeri смывается вообще без проблем под проточной водой, у Акриланас – тяжелее и дольше, нужно приноровиться).
В принципе, у многих кракелюров второй шаг можно смывать, а можно и не смывать, только тогда придется покрывать трещины неводным лаком. Однако долговечность несмытого кракелюра для меня – открытый вопрос.
Трещины появляются из-за того, что первый и второй шаг между собой конфликтуют. И при этом они довольно непрочно друг с другом сцепляются, поэтому не исключено, что через некоторое время второй шаг может начать отслаиваться, если его слабо залакировать финишным неводным лаком (особенно этому подвержен кракелюр ToDo Antik Crackle, который, вообще-то, по инструкции не требует смывания). Поэтому те кракелюры, которые смывать можно, я предпочитаю смывать — тогда их можно покрывать обычным акриловым лаком.
На этот вопрос просто невозможно ответить в одной статье. Здесь очень много важных факторов, которые можно разделить на три группы – это, конечно, свойства состава, удобство в работе и конечный результат. Идеальный кракелюр – это тот, который идеально подходит к данной конкретной работе и не капризничает от сквозняков и положения Юпитера на небосводе. О том, как выбрать кракелюрный состав, мы будем говорить уже совсем скоро, а пока поговорим еще об одном важном моменте, о котором многие декупажницы нередко забывают.
Для чего мы вообще создаем трещинки на работе? Чтобы придать изделию дух старины или показать, что мы умеем делать кракелюр?
Первое, что нужно сделать перед использованием любого кракелюра – подумать, а нужен ли он здесь вообще))) Откуда он взялся, что за материал у вас растрескался и т.д. Он растрескался везде или только в нескольких местах?
Также очень важно, чтобы получившийся кракелюр не перекрывал собой мотив (то есть, чтобы кракелюр не забирал на себя все внимание и не становился доминантой). На многих работах мотива просто не видно – видно только жирно затертые трещины, да еще и по всей работе (честно говоря, мои первые работы с кракелюром тоже были такими).
Кракелюр должен как бы оттенять мотив, подчеркивать его красоту и старину, а не показывать, что вы овладели техникой создания кракелюров.
Поэтому всегда нужно понимать, что на работе у вас главное – мотив или кракелюр. Если кракелюр – то мотив можно вообще не делать, его все равно не будет видно :) Я вообще предпочитаю затирать кракелюр едва-едва: пусть его лучше будет видно меньше, чем больше.
Гармоничное сочетание мотива и кракелюра (панно на стену):
И еще один важный момент. Представьте, что ваша работа потрескалась от старости, и в трещинки набилась пыль и грязь (да, именно это набивается в трещинки на старинных вещах, а вовсе не золотая пудра). Возможно ли это, если она чисто-глянцево-новенькая, с сочным и ярким мотивом? Вряд ли :) Поэтому не забывайте: кракелюр – это прежде всего техника старения, и, если мы делаем трещинки для придания работе старинного вида, то лучше использовать кракелюр в сочетании с другими приемами искусственного состаривания, такими как патинирование, снятие глянцевого блеска, а также искусственное пожелтение и выцветание :)
comehome.by
Кракелюр означает растрескивание слоя краски, который сделать правильно не так-то просто как кажетсяКракелюр – это искусство не естественного состаривания, включающая в себя то, что в слое краски формируются миниатюрные трещинки. Поверхность, покрытая таким лаком, приобретает интересную красивую структуру.
Это достигается, благодаря использованию специальных лаков, наносимых на поверхность предмета.
Лаки, используемые в технике кракле, бывают двух основных типов:
При использовании одношагового лака, сначала необходимо нанести грунтовку, дождаться ее высыхания, потом следует нанести краску. Сверху наносится лак и, не доводя до полного высыхания, сверху наносится краска, после наносится какой-либо рисунок.
Если используется двухшаговый лак, то сначала поверхность покрывается шеллачным лаком, его следует наносить в 2-3 слоя, дожидаясь высыхания каждого слоя.
После высыхания, изделие сверху покрывается двухшаговым кракелюрным лаком, после его высыхания получившиеся трещины затираются масляной краской, пастелью и т.д. Сверху снова наносится рисунок и шеллачный лак для закрепления.
Все кракелюрные лаки, применяемые в технике декупаж, разделяются на два основных вида: одношаговый или однокомпонентный и двухшаговый или двухкомпонентный. Разница между двумя видами лака состоит лишь в том, что один лак однокомпонентный, наносится между слоями краски. А двухкомпонентный лак наносится на слой шеллачного лака, потом следует его затирка, приклеивание изображения и слой обычного лака.
Иногда двухкомпонентные лаки наносятся непосредственно на подготовленный и приклеенный рисунок, создавая таким образом эффект старины.
Такие лаки можно купить в специализированных магазинах, их существует довольно много видов, поэтому перед покупкой стоит немного ознакомиться с их ассортиментом и характеристиками.
Чтобы правильно нанести такие лаки, следует придерживаться определенной техники:
С тем, чтобы научиться делать декупаж своими руками, стоит поучиться у более опытных людей или, посмотреть видео на тему мастер-класс по декупажу, такое видео позволит понять все более детально. Одношаговый кракелюр считается одним из сложных элементов, применяемых в декупаже, но в то же время, это яркая и выразительная техника, и предметы, выполненные с помощью нее, смотрятся достаточно необычно.
Одношаговый кракелюр представляет собой трещинки в слое покрытия, через которые видна нижележащая поверхность.
С тем, чтобы добиться такого эффекта следует предпринять следующие шаги:
При такой технике, есть одно важное условие, это необходимость правильно комбинировать набор кистей, слои краски и просушку каждого слоя.
Пожалуй, ни в одной технике одношагового кракелюра нет столько условий и особенностей, как в других техниках декупажа, но зато и эффект будет более интересный и красивый.
Двухшаговый кракелюр является наиболее распространенной техникой в декупаже. Он представляет собой трещинки в слое лака на готовой поверхности, например, на стекле, дереве, металле и даже мебели.
Как правило, двухшаговый кракелюр продается в комплекте, состоящем из двух баночек, один компонент наносится на другой.
При этом верхний слой растрескивается, и чтобы трещины были хорошо заметны, их затирают разными затирками.
Чтобы декупаж получился качественным при такой технике, следует воспользоваться советами, пошагово выполнять следующее:
Двухшаговый кракелюр может быть на водной основе или нет, отдавать слегка желтизной или быть полностью прозрачным и т.д. Постепенно, с приобретением опыта, человек будет работать с 2-3 видами такого лака.
Для создания красивого декупажа, понадобятся определенные материалы и инструменты, материалы можно купить, как в обычных магазинах, например, акриловые краски и грунты, так и в специализированных, в частности, кракелюрные лаки.
Также понадобятся мягкие широкие кисти, губки и т.д., и поверхность, на которой будет выполнена вся работа, например, бутылки:
Когда человек научится пользоваться всеми техниками декупажа с кракелюром, и будет уверено наносить краски, лаки, приклеивать изображение и выдерживать определенную стилистику, он сможет сделать множество интересных и красивых работ.
Кракле – это одна из техник, которая имитирует старение какой-либо вещи, например, для того, чтобы сделать красивые шкатулки или для обработки тарелки или нескольких тарелок. Для этого используются разнообразные лаки, которые бывают двух типов: однокомпонентный и двухкомпонентный. Для каждого лака применяется своя техника и определенный лак. Заменить специальный лак для техники кракле обычным невозможно, так как он не даст необходимого эффекта.
Но, несмотря на это, при применении лаков, есть свои определенные хитрости:
Большой плюс такой техники в том, что ее может освоить любой человек за относительно короткое время, но при этом необходимо постоянно экспериментировать, делать, как прямой декупаж, так и обратный.
Похожие статьи
Хотим мы того или нет, но неизбежно подходит время ремонта в квартире, когда, засучив рукава, придется усердно потрудиться. У кого-то промежуток между...
Предисловие При выполнении малярных работ, особенно на тех поверхностях, которые не предназначены для последующей отделки, следует соблюдать особую...
Так называемая рельефная штукатурка является довольно эффектным приёмом облицовки поверхностей, обеспечивающим получение уникальных текстурных и цветовых...
abisgroup.ru
Благодаря технике кракелюра можно придать эффект старины современным и новым изделиям. Достигается такой эффект за счет растрескивания красочного слоя. Естественно, это придает шарма и изысканности произведению. Чтобы добиться образования сеточки трещин на изделии, необходимо нанести специальные кракелюрные лаки, а подчеркнуть и выделить фактуру трещин можно с помощью затирания их масляными красками, битумами, бронзаторами, тушью или пастелью. Несмотря на то, что кракелюр дает видимый эффект состаривания, тем не менее, трещины, образовавшиеся естественным путем, отличаются от искусственно нанесенных. Поэтому профессионалы всегда смогут на взгляд отличить старинное произведение искусства от его современного собрата и подделки.
Несмотря, на видимую сложность, сделать кракелюр довольно просто, с этой техникой может справиться даже начинающая мастерица. Главное – запастись необходимыми материалами, достаточным количеством свободного времени, желанием и чуточкой фантазии. Итак, приступим, мы будем использовать двухшаговый кракелюр. Вам понадобится:
Опытные мастерицы советуют приобретать шеллака в два-три раза больше, чем гуммиарабика. Дело в том, что во время работы именно шеллака затрачивается значительно больше, поэтому, чтобы затем не тратиться, докупая необходимое количество шеллака в маленьких фасовках, лучше купить сразу большую баночку этого средства.
Последовательность работы:
Красиво состаривание смотрится в сочетании с декупажем. Кракелюр декупаж – это когда кракелюрная сеточка наносится на поверхность, на которой предварительно были наклеены мотивы из салфеток.
Не у всех мастериц и любителей hand мастериц есть возможность покупать необходимый кракелюрный лак, поскольку средство это довольно дорогостоящее. Поэтому умелые руки придумали отличный заменитель профессиональным средствам, и начали использовать обычный клей ПВА для создания кракелюрной сеточки.
Вам понадобится:
Последовательность выполнения работы:
Конечно, следует понимать, что описанные выше техники могут сделать только взрослые люди, но ведь детям так нравится участвовать в создании прекрасного. Они любят помогать мамам-мастерицам рисовать картины, вышивать салфетки, делать аппликации и другие подделки. И, естественно, они хотят познать технику кракле. Но не будешь же давать ребенку в руки шеллак и гуммиарабик. Выход есть – создавайте вместе с детьми красивые подделки с помощью самой банальной яичной скорлупы, которая придаст изделию вид состаривания и трещин.
Вам понадобится:
Последовательность изготовления:
Как видите, ничего сложного в этой технике нет, каждый ребенок с легкостью и удовольствием справится с поставленной задачей. А если проявить немного фантазии, то по данной технологии можно изготовить множество интересных подделок-подарков на различные праздники всем родным и близким.
sovets.net
Популярность винтажных изделий в настоящее время достаточно велика. Сделать самостоятельно вещицу антикварного вида можно на основании востребованной нынче техники декупаж с применением такой методики, как кракелюр. Это особенная технология, с помощью которой на поверхностях изделий делаются характерные трещинки разных размеров. Искусство состаривания того или иного предмета кракелюром в декупаже и станет темой сегодняшней статьи. Обзорная теоретическая часть и практические примеры помогут вам разобраться в технологии использования двух видов кракелюрных составов.
Трещинки являются своеобразными свидетелями течения времени. Они появляются на вековых предметах и придают им особенного шарма. Сделать такую изюминку на поверхности изделий помогает кракелюр. Причем для состаривания подойдут абсолютно разнообразные вещи от посуды до мебели.
Основное требование при создании кракелюра – это аккуратность и терпение.
На первых порах мастерицы, увлекающиеся техникой декупаж занимаются последовательным декором разных поверхностей сюжетными мотивами, полученными из салфеток. С течением времени, уже набравшись опыта, рукодельницы находятся в поиске новых идей и технологий, которыми можно было бы дополнить свой декупаж. В этом случае, мастер-класс по кракелюру- первое на что стоит обратить внимание.
Делается кракелюр при помощи специального состава. Кроме того, существует два способа создания трещинок на изделиях:
Уже из самих названий становится понятно, что процесс кракелюра в первом случае проходит в один этап, а во втором — нужно сделать определенную последовательность действий в несколько шагов.
Однокомпонентный кракелюр наносят среди двух наслоений краски, которые в результате растрескиваются по верхнему слою. В этом случае, картинки, из салфетки приклеивается в последнюю очередь, при этом трещины виднеются через нее.
Двухкомпонентный состав наносят в несколько слоев, используя для этого разные виды составов. Чтобы разобраться, как самостоятельно сделать одношаговый и двухшаговый кракелюр, лучше всего использовать пошаговый мастер-класс, подкрепленный фото и видео материалами.
Одношаговый кракелюр – интересная и несложная технология, с помощью которой за достаточно короткий промежуток времени можно искусственно состарить предметы с разными поверхностями. Кроме того, это достаточно увлекательный процесс, наблюдать за которым одно удовольствие.
Данный вид кракелюра образовывает трещины в наслоении краски, сквозь которые виднеется краска нижнего слоя. Для его создания используется один состав.
При работе с однокомпонентным кракелюром, его наносят среди двух наслоений краски. Для этого берется заготовка, которую предварительно нужно загрунтовать. После этого, покрыть поверхность краской того оттенка, каким в результате будут ваши трещинки. Краска наносится в тем области, где вы желаете создать кракелюр. Далее, по высохшей поверхности наносится лак для кракелюра и просушивается. На этой стадии не стоит полностью высушивать слой. На следующем этапе наносится краска базового тона, а затем уже приклеиваются рисунки, с которыми можно проводить процессы патинирования и лакирования.
Таким образом, лак для кракелюра растрескивает краску базового оттенка, при этом, в образовавшихся трещинках виднеется предыдущее наслоение краски.
При создании одношагового кракелюра следует учитывать некоторые его особенности. На них следует обратить особое внимание для получения желаемого результата.
Итак, правила создания однокомпонентного кракелюра:
По консистенции, краска базового оттенка должна напоминать негустую сметану. Для получения эффектных трещинок, поверхность покрывают ровным слоем с учетом одинакового нажима на кисточку. В случае, когда вы будете сильно прижимать кисточку – наслоение получится тонкое, что приведет к образованию длинных и вытянутых трещин.
Кроме того, если вы решили дополнить свой декупаж кракелюром, вам стоит ответственно подойти к выбору состава.
Хорошо зарекомендовал себя в работе одношаговый кракелюр от ТМ «Декола». С его помощью на поверхности предметов появляются приятные взору изящные трещины. Но все это условности. Каждая мастерица в ходе практических работ сама подбирает для себя определенный состав, который как нельзя лучше подходит ей для того или иного процесса.
Таким образом, можно сделать следующие выводы о том, что для получения трещин, которые будут иметь презентабельный вид, вам необходимо:
Обратите внимание, что в работе вам лучше использовать художественные краски, ведь строительные не всегда способны растрескиваться.
Еще одним очень важным моментом при работе с одношаговым кракелюром является вопрос о его покрытии. Для того, чтобы покрыть готовую работу с кракелюром, необходимо использовать лаки с неводной основой. Если же вы решили нанести на изделие несколько слоев лака на основе акрила, с учетом аккуратности всех выполняемых действий, ваше изделие сохранит свой презентабельный вид. А вот три и более наслоений могут в итоге треснуть и ваши трещинки станут замутненными.
И помните, что не следует каждую свою работу дополнять кракелюром. Все зависит от характера выбранной картинки. Трещинки облагораживают старинные винтажные мотивы и могут неуместно смотреться на современных сюжетах.
Чаще всего в комплексе с техникой декупаж применяют именно двухшаговый кракелюр. И прежде, чем рассмотреть мастер-класс, давайте разберем его некоторые особенности.
Можно в двух словах дать определение двухфазному кракелюра. Эта технология проявления трещинок в лаковом слое по готовому изображению.
Разница между одношаговым и двухшаговым составами очевидна. В его основе лежит использование двух компонентов, наносимых один за другим. Верхнее наслоение растрескивается, а для их лучшего проявления дополнительно используют разные затирки.
В качестве базовой схемы действий, на основе которой делается двухшаговый кракелюр, можно выделить следующее:
В качестве затирки, применяют разные средства, например, пастель, сухие тени, бутим, патину или краски на масляной основе.
Обратите внимание, что при работе с двухшаговым кракелюром, вы должны прежде все изучить, какими же он свойствами обладает.
Наиболее востребованный двухшаговый кракелюр от Маймери, а также Акриланас и Арс-хобби. Но опять же, все познается в сравнении. Каждый подбирает удобный для себя состав. И помните о гармоничном сочетании декупажа и кракелюра. Так вы смоете получить изделие с характерным винтажным изображением с дополнительным налетом старины.
Данный мастер-класс поможет вам воочию представить, как же происходит декупаж изделия с использованием техники двухшаговый кракелюр. В качестве декорируемого предмета используется фляга с рюмками.
Итак, для того, чтобы повторить данный мастер-класс, вам необходимо подготовить:
Мастер-класс начинается с подготовки поверхности. Для этого, по фляге и рюмкам наносят несколько слоев краски светлого оттенка, которая в данном случаем будет служить и грунтовкой. После этого изделия оставляют сушиться.
Далее вам необходимо вырезать фрагменты из салфетки. Обычно в декупаже используют салфетки в три слоя, поэтому вам нужно отделить первый из них, с цветным изображением. Данная картинка приклеивается по фляге и нижней части рюмок. Для точного повторения формы стаканов, нужно сделать по салфетке разрезы, как на фото, которые в процессе приклеивания аккуратно соединяются друг с другом. Затем, проклеенные изделия оставляют сушиться.
Следующий этапом, мастер-класс продемонстрирует создание двухшагового кракелюра.
Итак, при помощи кисточки, покройте предметы первым шагом достаточно плотным слоем. После этого вам нужно подождать некоторое время до того момента, как пальцы начнут отлипать от предмета. Для каждого производителя это время может варьироваться в пределах шестидесяти или восьмидесяти минут. Обратите внимание на то, что сушка изделий должна проходить естественным путем.
Теперь, наносится второй шаг. Покрытие изделия можно осуществлять своими руками. Так вы почувствуете все л области вы смогли охватить. После этого, предметы основательно просушиваются.
В процессе сушки и начнут образовываться необходимые трещинки. Они могут быть разных размеров. Это зависит от того, какие слоем вы нанесли второй шаг. Более толстый слой лежит в основе образования более крупных трещин. Для проявления трещинок, представленный мастер-класс, в качестве затирки использует битумную патину. Кроме этого, вы можете применить пастель или краску с масляной основой. Избыток патины можно убрать при помощи салфетки и растворителя.
Завершающим этапом, станет покрытие высохших изделий несколькими слоями лака на основе акрила.
На этом мастер-класс завершен. Посмотрите какие замечательные тематические предметы можно сделать своими руками, используя декупаж и двухшаговый кракелюрный состав.
handmadefrom.ru